Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.

Каждая семья для облегчения работы хозяйки пользуется стиральной машинкой. В современном мире это уже полностью автоматические бытовые приборы, которые могут работать по заданной программе с различными типами тканей, выдерживая заданный температурный режим и выжимая практически до сухого состояния. Во времена СССР таких стиральных машин еще не было. Одной из распространенных торговых марок были стиральные машины, выпускаемые электромашиностроительным заводом Рига. Давайте рассмотрим их более подробно.

Рига 54

За один раз в ней можно было постирать бельё, сухой вес которого составлял 2,5 кг. Мощность двигателя, демонстрируемая этой машиной на протяжении длительного периода работы, равнялась 250 вт. При пиковой нагрузке она могла в отдельных случаях доходить до 450 вт.

Рига 54 выпускалась, начиная с 1954 года.

В процессе работы устройство, производящее перемешивание воды, выполняет возвратно-поворотные движения.

Корпус стиралки включает в себя две цилиндрические части:

  • верхнюю,
  • нижнюю.

В последней располагается электродвигатель вместе с редуктором, система его подвески и шланг для воды.

Верхняя часть содержит центрифугу, которая во время стирки вращается со скоростью, которая может доходить до 800 оборотов в минуту. Здесь также располагается мешалка и специальное балансировочное устройство, предназначенное для того, чтобы вибрация в процессе работы была минимальной.

Цикл стирки мог иметь продолжительность не более 6 минут. Для работы необходимо было наливать в бак горячую воду. Слив воды можно было выполнять только в ручном режиме.

В этой модели применялась центрифуга. В режиме отжима вода сливалась в отдельный резервуар. Её можно было вылить после окончания стирки или повторно залить для последующей обработки белья.

Кожух машины имеет три ножки с колёсиками, благодаря которым стиралку можно легко передвинуть, если возникнет такая необходимость.

Как можно применить двигатель

Электродвигатели, которыми оснащены современные агрегаты, например, фирмы Indesit, довольно надежны и долговечны. И даже деталь от старой стиральной машины такой марки, как «Вятка», может прослужить еще долго после того, как сама техника безнадежно устарела.

В стиральной машине электромотор выполняет вращение вала, который приводит в движение барабан. Если деталь снять с агрегата, к валу можно прикрепить самые разнообразные насадки, в результате чего получатся новые инструменты и приспособления. Наиболее распространенные способы применения электродвигателя:

Мы перечислили лишь малую часть приспособлений, которые могут получиться из мотора стиральной машины. Для того чтобы изготовить одно из них, или придумать свой вариант применения, нужно знать, как подключить двигатель, чтобы не сгорела обмотка.

Рига 55

Эта модель представляла собой усовершенствованный вариант предыдущей модели. Она практически была копией шведской машины Хускварна.

Мотор работал от сети, имеющей напряжение 127 в.

На основании модели Рига 55 были также разработаны:

  • Рига 60,
  • Рига 8,
  • Рига 13,
  • Рига 15,
  • Рига 17.

Количество машин, которые производились ежесуточно, составляло две тысячи экземпляров. В пересчёте на годовой объём продукции можно было говорить о выпуске более 600 тысяч стиралок.

Рига 60

Эта стиралка являлась дальнейшим усовершенствованием предыдущей модели. Новшеством в Риге 60 было использование усовершенствованного устройства отжима. Здесь была предусмотрена возможность корректировать расстояние между валиками. Кроме этого, по сравнению с предыдущей моделью, они были длиннее на 56 мм. Регулировка расстояния позволяло отжимать не только бельё обычных размеров, но и достаточно крупное.

Некоторые характеристики этой модели:

  1. Вес машины составлял 30 кг.
  2. Высота без отжимного устройства равна 734 мм, а тогда, когда оно установлено, 946 мм.
  3. Мощность двигателя равна 150 вт, он мог использовать сеть 220 в или 127 в.

За один приём можно выстирать 2 кг белья. Стирка обычно имела длительность от двух до четырёх минут. После этого выполнялось полоскание. Оно занимало 1 — 2 минуты.

Рига 8

Данная модель имела важное преимущество перед своими предшественниками. В ней был предусмотрен специальный насос для слива грязной воды после окончания стирки.

В этой стиралке использовался электрический двигатель мощностью 350 вт, рассчитанный на 220 в и 50 гц. Существует вариант такой стиралки, который рассчитан на напряжение в сети 127 в. В этой модели для включения использовался таймер, рассчитанный на продолжительность цикла стирки не более 6 минут. После истечения отведённого для стирки времени, машина выключается.

В этой модели был установлен дополнительный металлический отжим для выстиранного белья.

Однако, такая модель, с современной точки зрения, имела скромные возможности: за один цикл стирки было возможно обработать не более полутора килограммов белья. При этом необходимо залить в бак машины 30 л воды.

Важным достоинством машины Рига 8 было то, что для изготовления бака была использована нержавеющая сталь. Эта особенность обеспечивала возможность эксплуатировать стиралку в течение нескольких десятков лет.

Высота составляет 690 мм, а с отжимным устройством — 920 мм.

Рига 13

Эта модель практически не отличалась от предыдущей:

  1. За один раз можно выстирать до 1,5 кг белья.
  2. Воды можно залить не более 30 л.
  3. Вес машины без учёта упаковки равен 25 кг.
  4. Высота машины без установки дополнительного устройства 690 мм, с ним — 920 мм.

Схема подключения двигателя аналогична тому, как это сделано в предыдущих моделях.

В ней начал применяться шланг, перекачивающий мыльный раствор, стекающий из бака обратно. Конструкторы, которые работали над этой моделью, решили, что это усовершенствование улучшает эффект стирки.

Мощность электродвигателя у Риги 13 была равна 180 вт, при этом количество оборотов в минуту составляло 1425. Мотор работал от сети электропитания 220 в или 127 в.

Схемы подключения и параметры электродвигателей стиральных машин ВЯТКА

Ремонт стиральных машин Вятка

Схемы подключения и параметры электродвигателей стиральных машин ВЯТКА
Схема подключения обмоток электродвигателя тип DPC 100-2/16 TS 15 ТП 12/14 ФМГСЕ 8/90 (или DPC 100-2/16 TS 13 или ДАК164-180/60)

Выводы двигателяСопротивление обмоток, Ом
2 – 4 2 – 8 4 – 8 6 – 3 6 – 7 3 – 725,0 ± 2 25,0 ± 2 30,8 ± 2,2 8,9 ± 0,6 5,8 ± 0,4 14,7 ± 1

Схема подключения обмоток электродвигателя тип DPC 100-2/16g S13 ТP 1/93 (DPC 100-2/16s S13)

Выводы двигателяСопротивление обмоток, Ом
1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5 4 – 525,0 ± 1,8 8,6 ± 0,6 55,0 ± 3,9 55,0 ± 3,9 77,0 ± 5,4

Электродвигатель (М)
Асинхронный. U = 220 B, F = 50 Гц, C = 16 мкФ

Коллекторный U = 220 B, F = 50 Гц

2120584408.0 «SOLE»
Выводы двигателяСопротивление обмоток (Ω), Ом, ±7%
Вятка–Мария (Катюша) 1022
1–2Статор (Обмотка возбуждения)1,77
3–4Якорь (Сопротивление якоря дано без учета сопротивления щеток)1,34
5–6TG184
Вид управленияЧисло оборотов, об/мин не менееМощность потреб- ляемая, ВтТок потребляемый, АМомент вращающий, Н м
без ЕМ (U=220V)113004802,50,19
c ЕМ6502504,60,7

Сморите также: Основные неисправности и ремонт автоматических стиральных машин своими руками

Рига 17

В этой модели бак был также, как и в предыдущей модели, сделан из нержавейки. Дно располагалось не в горизонтальной плоскости, а под углом. В нём располагался активатор, который с помощью вращения производил перемешивание воды. Одной из особенностей этой модели является наличие двух режимов стирки:

  • мягкого,
  • жёсткого.

Они различались между собой направлением вращения активатора. Первый из них применялся для стирки белья из более чувствительных тканей. Жёсткий режим применялся для обработки одежды из более грубых тканей.

В первом случае вращение активатора происходило по часовой стрелке, во втором — против. Рёбра активатора расположены в виде спирали.

В этой модели имелось важное усовершенствование: здесь в конструкцию был включён индукционный нагреватель воды. При этом необязательно было использовать для заправки холодную воду. Хозяйка могла налить её, а затем нагреть с помощью встроенного приспособления.

Использование этого усовершенствования имело свой существенный недостаток: нагрев воды требовал мощного потребления электроэнергии. При включении требуемая мощность составляла 2 квт, а при дальнейшей работе она снижалась до 1,2 квт.

Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 26: Хай тек 70х — мопеды Рига серии С.

Новинкой 1971 года на гоночных трассах стал мопед Рига — 15С. Без преувеличения можно сказать, что это был настоящий прорыв в Советском мотоспорте. Ходовая 15С была настолько удачной, что продержалась в гонках почти двадцать лет, послужила основой для последующих моделей, достойно представлявших нашу страну в международных соревнованиях.

Ходовая мопеда была разработана и изготовлена на заводе Sarkanā zvaigzne, двигатель применен Серпуховский, ВНИИ Мотопром, ШК — 50, почти «квадратной» размерности 40Х39,6 мм, развивавший 13,5 л.с. Крутящий момент через сухое сцепление передавался на шестиступенчатую коробку передач. Применен золотниковый впуск.

Внешний вид Рига — 15С.

На мопеды, которые использовались в международных соревнованиях, устанавливались масляные насосы, на остальных 15С смазка осуществлялась через бензомасляную смесь.

Двигатель для GP с раздельной системой смазки.

На Ригах — 15С наши гонщики Эдуард Борисенко и Александр Смертин в 1972 году выступили на этапе ЧМ в ГДР и заняли седьмое и одиннадцатое место соответственно.

Эдуард Борисенко, 1972 год, Sachsenring GP.

Приведем данные по ходовой Рига — 15С. Эти цифры будут верны и для всех последующих моделей гоночных мопедов Рига, вплоть до 21С. Размеры: длина — 1848 мм; ширина (по рулю) — 450 мм; высота (по обтекателю) — 885 мм; база — 1280 мм; угол наклона передней вилки — 26°; максимальный угол крена влево и вправо — 50°; лобовая площадь — 0,286 м2; размер шин: переднего колеса — 2,00—18, заднего колеса — 2,25—18.

Рига — 15С на трассе.

За время производства 15С в ее конструкцию вносились изменения. Например, появились четырехколодочные, четырехкулачковые передние тормоза открытого типа.

Открытый передний двойной тормоз — образец инженерного искусства.

Рига — 15С с модернизированным передним тормозом.

Всего было выпущено около 20 мопедов Рига — 15С.

Следующей моделью стала Рига — 17С 1976 года. Основное отличие — двигатель с водяным охлаждением. Помпы в конструкции не было, система охлаждения построена на так называемом термосифонном принципе.

Классический вид Риги — 17С, термосифонная система охлаждения.

Мощность двигателя возросла до 16,5 л.с. при 15000 об/мин. Теперь давайте представим себе двигатель с литровой мощностью 330 л.с. и это в 1976 году! Потрясающее достижение, на уровне лучших мировых образцов. Степень сжатия 13 ед., топливо — смесь бензина АИ-98 и масла (25 : 1); система зажигания — электронная бесконтактная.

Алюминиевый цилиндр, в него запрессована чугунная гильза. Проводились эксперименты с алюминиевым цилиндром, покрытым никасилем. На алюминиевом поршне одно плоское стальное кольцо. Шатунные подшипники игольчатые, в верхней головке насыпной или с алюминиевым сепаратором, нижний со стальным сепаратором. Трансмиссия: сцепление — сухое, многодисковое; передняя передача — цепная (3,47); коробка передач — шестиступенчатая (передаточные числа соответственно: I — 2,220; II — Г,650; III — 1,367; IV — 1,200; V—1,095; VI—1,045); задняя передача — цепная, передаточное число — 2,467, или 2,533, или 2,600, или 2,667, или 2,733.

Рига — 17С.

Хвост, бак, обтекатель, выполнены из пластмассы. Сухая масса составила 62,3 кг. Максимальная скорость — 153 км/ч; тормозной путь со скорости 60 км/ч — 14 м. со 100 км/ч — 48 м; запас топлива — 8 л. Экипажная часть: рама — трубчатая, хребтовая; передняя вилка — телескопическая, с гидравлическим амортизатором; задняя вилка — рычажная, из стальных труб прямоугольного сечения; тормоза — барабанные.

Следующая модель — Рига — 19С 1978 года. Нет точных данных, в чем ее отличие от 17С, можно лишь предположить, что модернизирована система охлаждения, в конструкцию введен водяной насос, приводимый в действие электродвигателем.

Двигатель рига — 19С. Видны масляный и водяной насосы.

Раздетая Рига — 19С. Передний тормоз закрытого типа, непонятно, как он здесь оказался. Еще раз оговорюсь,что разделение на 17С и 19С условное, так как точно неизвестно, в чем особенности и отличия этих моделей.

Рига серии С на Рижской трассе, гонщик Edvins Labeckis.

Рига С летит по трассе в глубоком наклоне. Надо быть отчаянным человеком, чтобы ездить под 150 км/ч на таком маленьком и легком мопеде.

Конечно, гоночная техника интенсивно модернизировалась как самим заводом, так и гонщиками в рамках существовавших правил. На старых фотографиях можно видеть мопеды с Шауляйскими моторами —

Рига серии С, двигатель V — 501М.

Еще один такой мопед, видна головка двигателя Vairas. Мопеды с такими двухскоростными моторами использовались в юниорских соревнованиях. Конечно, всем желающим таких мопедов не хватало, были и другие варианты ,например, самодельные конструкции.

Пример такой самодельной конструкции, использованы детали от дорожных мопедов.

Рама типа «featherbed» сделана для мотора V — 501, оцените красоту конструкции и качество изготовления. А ведь это самодельный мопед, созданный энтузиастами.

Удивительный факт, но ходовая Рига — 15С так же использовалась и в классе 125 куб.см.

Мотоцикл с экипажной частью Рига — 15С и двигателем 125 куб.см.

Причем это был не первый такой мотоцикл. Сохранилось фото, на котором в ходовую Риги — 11С установлен двигатель 125 куб.см. неизвестного происхождения — самодельный или Серпуховский. Выступал на нем Эдуард Борисенко.

Мотоцикл с двигателем воздушного охлаждения 125 куб.см. в ходовой Рига — 15С.

В 1983 году в журнале «За рулем» начальник конструкторского бюро спортивных мотоциклов завода Саркана Звайгзне» В. Клейнберг анонсировал выпуск новой модели Рига — 21С. Внешне его можно отличить от предыдущей модели по литым колесам. Колеса из магниевого сплава отливались в Ленинграде, после чего обрабатывались на предприятии Vihur в Таллине и в готовом виде поступили в Ригу.

Рига — 21С. Судя по фото, женщины от такого мопеда были в восторге.

Мощность двигателя довели до 18 л.с./ 13.2 кВт.

Рига — 21С.

Последним гоночным мотоциклом Sarkanā zvaigzne стал Рига- 23С. Была сделано три таких мотоцикла, один со стальной рамой и два с алюминиевыми.

Рига 23С с алюминиевой рамой…

…и со стальной.

Двигатель Рига — 23С.

Рига — 23С, за рулем Raimonds Aizstrauts, 1984 год.

Ainārs Karro и Raimonds Aizstrauts, 1987год.

Мощность 125 кубового двигателя Рига — 23С составила 41 л.с. при 14500 об./мин. Спортивные достижения Рига 23С — четыре чемпионских титула СССР с 1983 по 1986 год и серебро 1987 года. Противостоять на Чемпионате СССР приходилось нашим лучшим гоночным мотоциклам — Вихур с моторами Ротакс. На международных соревнованиях в борьбе с иномарками лучшее достижение — четвертое место по итогам 1987 года. Автор этих достижений — один из лучших гонщиков СССР из Риги Raimonds Aizstrauts.

Напоследок, как обычно, давайте посмотрим, какие из этих мопедов дожили до наших дней.

Рига 17С ценителя и коллекционера советской гоночной техники Martijn Stehouwer из Нидерландов. В отличной форме, до сих пор участвует в гонках.

Рига — 17С из Нидерландов, в данный момент продается на Ebay.

Рига — 15С из Японии. Каким ветром ее туда занесло, неизвестно.

Рига — 17С из коллекции MOMU Mootorispordi Muuseum из Риги.

Александр Смертев и Рига — 15С.

Kaspars Brigzne и его Рига — 15С на любительских гонках в Риге.

Еще один мопед Kaspars Brigzne — Рига — 21С.

Рига — 23С Raimonds Aizstrauts. Редкий кадр — на нем можно видеть оба 23С с алюминиевой рамой. Кстати, к гоночному сезону 2019 года Raimonds планирует восстановить свой мотоцикл и принять участие в гонках, спустя тридцать лет.

Оживший Рига 23С.

На этом все об этих замечательных гоночных мопедах. О грустной судьбе завода Sarkanā zvaigzne всем и так хорошо известно, об этом упоминать не будем.

В подготовке материала принимали участие Raimonds Aizstrauts,Kaspars Brigzne, Tony Laan, спасибо им.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]