Электрическая схема холодильника: устройство и принцип работы различных холодильников

Холодильник не включается, и вам нужно выяснить причину поломки? Выбираете новый агрегат и хотите понять отличие в принципе работы разных моделей? Поможет в этом электрическая схема холодильника, в которой отражено взаимодействие основных его узлов.

Понимая принцип работы, вы сможете избежать обмана мастеров или починить холодильник самостоятельно, а также снизить риск поломок и увеличить рабочий ресурс аппарата. В этой статье рассмотрим схемы устройств различных типов: однокамерных и 2 – 3-камерных, с системой NoFrost и без неё, двухкомпрессорных, с механическим и электронным управлением.

Неисправности холодильника Индезит и методы их устранения

Большая часть холодильников Индезит двухкамерные, на их примерах рассмотрим неисправности, характерные для этих моделей. Признаками неисправности компрессора холодильника Индезит являются:

  • узел работает шумно, с нехарактерным стуком, свистом;
  • запускается на несколько секунд и останавливается;
  • не вырабатывает холод.

Замена компрессора, заполнение системы хладагентом – дорогостоящий сложный ремонт. К нему приводит длительная работа аппарата в условиях, не соответствующих требованиям по эксплуатации или выработка ресурса.

Самой частой и менее затратной причиной станет выход из строя терморегулятора. Производитель определил рабочий срок для термостата в 5 лет. Признаки неисправности терморегулятора:

  • Температура в одной из камер не держится.
  • Компрессор может не включаться, может работать непрерывно.
  • Электромеханический терморегулятор не издает характерный щелчок при переводе ручки на 0.

Замену датчика температуры можно произвести самостоятельно. Узел связан с терморегулятором.

Почему в камерах не выдерживается режим охлаждения? Если не включается компрессор, нужно проверить контакты пускозащитного реле. Они могут перегореть или залипнуть, потребуется замена.

Длительная эксплуатация прибора сопровождается постепенным улетучиванием фреона. При механическом повреждении испарителя, утечки при коррозионном износе мест соединения медной и алюминиевой трубок, в дверном контуре обогрева, газ быстро покидает контур. Недостаток фреона ухудшает работу холодильника. Отвод тепла уменьшается. Признаками станет повышение температуры и образование «шубы» в холодильнике. Необходима дозаправка контура фреоном.

Холодильник будет работать с такими же признаками, как недостаток фреона, если забьется капиллярная трубка. Разница определяется по температуре конденсатора и зон его нагрева.

Неисправная плата в холодильнике с электронным управлением парализует работу всех систем. Поломка случается при скачках напряжения в сети. Во избежание проблем, все аппараты с блоками электронного управления должны подключаться через стабилизатор напряжения.

Для холодильников Индезит с Ноу Фрост возможны неисправности, связанные с работой вентилятора и оттаиванием наледи. На электронном табло отображается код F04. Может остановиться вентилятор из-за обмерзания лопастей, неисправности в электрической цепи. Чтобы разморозить внутренний лед за стенкой и в камере, высушить, запустить вентилятор необходимо не меньше суток. Наледь на пропеллере образуется, если не работает нагреватель для оттаивания льда на испарителе. Он включается по команде терморегулятора. Возможна неисправность ТЭНа, проводки, терморегулятора. Ошибка код F7.

У каждой модели холодильников есть особенности в конструкции, контуре охлаждения, электрической и электронных схемах управления. Разберем неисправности, характерные для разных холодильников Индезит, почему они не включаются, не морозят.

Схема работы холодильника

Холодильник состоит из:

  • Компрессора, который бывает инверторного и линейного типа. После запуска компрессор начинает гнать фреон по системе, тем самым охлаждая камеры;
  • Конденсатора – трубок, находящихся на задней стене корпуса холодильника. Благодаря конденсаторным трубкам рефрижератор не перегревается;
  • Испарителя, в котором происходит закипание фреона и его переход в газообразное состояние;
  • Вентиля для терморегуляции, который служит для поддержания заданного давления;
  • Хладагента — газа-фреона или изобутана, который циркулируя по системе, способствует охлаждению всей камеры.


Изображение 1 – схема работы холодильника

Холодильная система имеет замкнутый характер. Компрессор выкачивает из испарителя хладагент, который в свою очередь попадает в конденсатор под высоким давлением. В конденсаторе газ охлаждается и меняет свое агрегатное состояние из газообразного на жидкое. Полученная жидкость стекает по трубкам в испаритель. Таким образом, обеспечивается замкнутая непрерывная работа.

Практически все компоненты холодильника работают в режиме «нон-стоп». Компрессор должен включаться от сигнала температурного датчика, в тот момент, когда превышается допустимая норма датчика температуры. После подачи сигнала компрессор, приходящий в движение от реле, начинает интенсивно работать до тех пор, пока температурные показатели не придут в норму. Затем мотор вновь отключается.

Чтобы заменить компрессор своими руками необходимо разобраться и в электросхеме.


Изображение 2 – электрическая схема

Обладая нужными знаниями, и имея под рукой необходимые инструменты, без труда можно определить причину поломки и исправить ее самостоятельно.


Изображение 3 – схема движения тока

Согласно схеме, в рабочем состоянии ток проходит следующий путь:

  • Вначале ток проходит через контакты на термореле (1);
  • Затем он попадает на кнопку оттайки (2);
  • Далее он попадает на тепловое реле (3);
  • Следующим на пути тока стоит пускозащитное реле (5);
  • Рабочая обмотка двигателя мотора стоит в конце пути (4.1).

Если обмотка будет нерабочей, то она пропустит напряжение большим размером. Пусковое реле сработает, замкнет контакты и запустит обмотку. Как только температура достигнет нужного значения, контакты термореле разомкнутся, а двигатель остановить мотор.

Неисправности терморегулятора холодильника Индезит C132G016

Модель двухкамерная, с 1 компрессором , управление электромеханическое. Вывод конденсата из холодильной камеры капельный, морозильник требует ручное размораживание. Холодильник очень надежный, при нормальной эксплуатации работает без ремонта более 10 лет.

Характерной поломкой в модели является отказ терморегулятора, Это корпусная деталь с внутренними контактами реле и мембраной. При неисправности узла холодильная камера не работает, а в морозильнике температура опускается. Из-за невозможности анализировать, датчик отправляет на модуль неправильные команды. Компрессор может работать без останова, что приведет к его поломке. Мотор не включается, если датчик не дает команду на запуск.

Терморегулятор не подлежит ремонту, его следует поменять. Для этого холодильник отключают от сети, и производят замену датчика, согласно инструкции по эксплуатации. Предлагаем посмотреть видео по замене терморегулятора на холодильнике.

Как проверить компрессор на работоспособность?

Для того, чтобы определить, функционирует устройство или нет, необходимо подготовить инструмент – мультиметр. Перед тем как закрепить клеммы прибора, необходимо убедиться, что корпусная часть устройства находится не под напряжением, иначе мастер рискует получить поражение электротоком.

Если все в норме, то потребуется прикладывать клеммы прибора к контактам по очереди. Устройство считается рабочим, если на экране высвечивается «∞». Если высвечивается непонятный набор цифр, то имеются неисправности обмотки.

Для того, чтобы продолжить тестирование оборудования, необходимо демонтировать компрессор. Чтобы вы могли понять, как это сделать, рассмотрим процесс подробнее.

Демонтаж компрессора: пошаговая инструкция

Шаг первый: для начала требуется отсоединить проводники от контактов.


Следует кусачками отсоединить трубки двигателя

Шаг второй: теперь необходимо открутить крепежные элементы.


Придется открутить винты, чтобы достать реле

Шаг третий: далее предстоит определить степень сопротивления контактов. Следует приложить клеммы прибора к контактам на выходе. Если все в норме, то должно получиться значение 30-35 Ом (это зависит от типа устройства). В случае получения значения, которое не соответствует норме, следует заменить компонент.

Если значение не отклоняется о нормы, то следует провести тестирование манометром:

  1. Подключить к нагнетателю шланг с отводком.
  2. Включить двигатель.
  3. Проверить давление.


Процесс измерения давления компрессора
Если компрессор работает исправно, то давление будет в пределах шести атмосфер. Поэтому при тестировании следует моментально отключить манометр. Иначе высокое давление станет причиной его поломки. Если компрессор не будет работать, то давление останется в пределах четырех атмосфер, поэтому понадобится заменить компонент.

Если давление остается в норме, а устройство не функционирует, то скорее всего, проблема заключается в неисправности пускового реле.

Замена компрессора: пошаговая инструкция

Замена компрессора – это сложный процесс, который требует от мастера определенных навыков. Тем не менее, если вы решились сделать это самостоятельно, то необходимо следовать этапам инструкции.

Шаг первый: необходимо подготовить приспособления, которые понадобятся для работы. Сюда относится следующее:

  • кислородно-пропановая горелка;
  • пассатижи;
  • накопитель для фреона;
  • вентиля;
  • портативные устройства для заправки;
  • прибор для резки труб;
  • зажимы;
  • цилиндрическое приспособление для качественного соединения устройства с патрубком во время заправки;
  • трубка из меди;
  • фильтр для монтажа в трубопровод;
  • баллон с холодильным агентом.


Инструменты, которые потребуются в процессе работы
Шаг второй: далее необходимо высвободить холодильный агент.

Сделать это можно следующим способом:

  1. С помощью пассатижей пережать трубки, которые соединяются с системой охлаждения. При этом проделать такую работу следует аккуратно, ведь если с усилием отпиливать трубки, то образуется пыль, которая может попасть в конденсатор и испортить элементы.
  2. После чего следует включить холодильник на пять минут. Этого времени достаточно для конденсации фреона.
  3. Затем к линии заправки следует подсоединить шланг, который идет от баллона.
  4. После чего следует открыть вентиль на баллоне, чтобы собрать холодильный агент. Как правило, на это уходит меньше 60 секунд.
  5. Далее необходимо отсоединить блок реле с проводками (темная коробка).
  6. Оставьте разметку для того чтобы правильно его установить.
  7. После чего с помощью кусачек необходимо убрать фиксаторы.
  8. Далее необходимо отсоединить проводку, которая отходит к вилке.
  9. После чего получится выкрутить прибор.
  10. Теперь трубки необходимо очистить перед установкой другого устройства.


Необходимо стравить фреон
Шаг третий: теперь следует снова проверить степень сопротивления. Здесь потребуется омметр. Как и в предыдущем случае, необходимо поочередно прикладывать клеммы прибора к контактам. Получившиеся значения необходимо сверить с номинальными значениями для конкретного устройства.

Если измерение производится приспособлением для зарядки, то необходимо выполнить следующие манипуляции:

  1. Зафиксировать на корпус лампы мощностью 5 В минусовые клеммы.
  2. Плюсовые клеммы закрепить на обмотке сверху.
  3. К концам обмотки по очереди дотронуться цоколем.

Если устройство работает, то при прикосновении лампочка должна загореться.


Измеряем сопротивление

Шаг четвертый: теперь необходимо замерить силу тока. Сначала с помощью прибора проверяется реле пуска, подключенное к двигателю. После чего клемму необходимо подсоединить к устройству. Полученные значения должны соответствовать мощности мотора. Если его мощность равняется 130 В, то сила тока будет 1,3 А.


Прибор для измерений

Шаг пятый: установка нового компрессора. Первым делом необходимо зафиксировать новое устройство на поперечной планке холодильного блока. С трубок придется снять затычки, чтобы выполнить установку. Далее предстоит замерить давление.

При этом следует помнить, что нарушать герметичность (убирать затычки трубок) устройства следует не раньше, чем за пять минут до монтажа. После чего понадобится стыковать трубки с помощью горелки. В момент пайки следует наблюдать за направлением огня от горелки — направлять его надо во внутреннюю часть трубок. Иначе это приведет к оплавлению деталей из пластмассы.

Сначала присоединяют трубку заправки, затем для отвода холодильного агента, а в последнюю очередь – трубку нагнетания.


Процесс соединения трубок с помощью горелки

Шаг шестой: по завершению монтажа необходимо заправить оборудование холодильным агентом. Для начала необходимо подсоединить устройство к линии заправки с помощью фиксирующей муфты. Затем останется подсоединить контакты и установить реле защиты.

После включения агрегата, необходимо наполнить систему холодильным агентом на 45%. Затем следует проверить надежность соединений и отключить от сети. Далее необходимо добиться оптимального давления в 10 Ра, снова включить холодильник и заполнить фреоном. В завершении останется убрать муфту и запаять трубу.


Процесс заправки

Неисправности холодильника Индезит C138NFG

Двухкамерный комбинированный холодильник с одним компрессором и электромеханическим управлением. Применяется система разморозки Ноу Фрост в морозильнике и «плачущая» стена в холодной камере.

Регулирование температуры в камерах независимое, благодаря наличию магнитного клапана на линии хладагента между морозильником и холодильником. Неисправными узлами холодильника Индезит этой модели, когда не держится температура в камерах, могут быть:

  • термостат морозильной камеры, если не набирается нужный минус в морозилке;
  • терморегулятор верхней камеры, если некорректная температура в холодильнике;
  • залипание магнитного клапана переключения;
  • утечка фреона или отказ компрессора.

Устранение причин возможно после проведения полной диагностики специалистами сервис центра.

В системе отвода конденсата возможно засорение дренажной системы конденсата в холодильнике. Отказ нагревателей в системе Ноу рост морозильника выразится в обледенении. Вентилятор остановится, забитый льдом. К таким последствиям приведет и неработающий таймер оттайки.

Найти и устранить неисправность может специалист, но до этого следует разморозить нижнюю камеру в течение суток. За это время лопасти холодильника освободятся, и можно будет проверить, исправна ли электросеть Ноу Фрост.

Подключение компрессора без переключателя

Подключение компрессора в систему без реле осуществляется согласно схеме, которую мы привели ниже.


Схема подключения мотора без реле

Необходимо взять проводник с двумя жилами на одной стороне и штекером на другой стороне. Один контакт следует присоединить к главной точке, а другой на рабочую обмотку. Теперь эти контакты следует соединить и воткнуть штекер в розетку. В этом случае исправный холодильник будет функционировать.

Видео – Подключение компрессора без переключателя

Неисправности Индезит BIA 181 NF

Холодильник двухкамерный, с нижним расположением морозильника имеет класс энергоэффективности А. Аппарат с одним компрессором с полным Ноу Фрост в камерах. На форумах модель характеризуют, как надежную , неисправности случаются, но мастера советуют внимательно отнестись к обслуживанию.

Модель с наружным конденсатором, закрепленным в виде решетки над мотором прослужит дольше, если раз в год тщательно очищать теплообменник от пыли и шерсти домашних животных.

Если холодильник Индезит не морозит, могут быть выявлены неисправности:

  • повреждение в сети или отсутствие питания.
  • неисправности терморегулятора;
  • утечка фреона в связи с появлением свищей в испарителях или трубках с хладагентом;
  • пробка в капиллярной системе.
  • выход из строя мотора-компрессора.

Система Ноу Фрост в обоих камерах расположена за стенкой холодильника. Охлаждение продуктов происходит потоком воздуха, конденсат осаждается внутри системы. Основным признаком неисправности холодильника Индезит с воздушным охлаждением служит появление льда внутри камеры и повышение температуры из-за нарушения теплообмена.

После полной разморозки камеры с неработающим вентилятором выяснится:

  • отказал таймер оттайки;
  • разрыв в цепи питания нагревателя;
  • сломался вентилятор.

Если под холодильником образуются лужи, нужно проверить целостность и исправность системы отвода конденсата в емкость, установленную на компрессор.

Появление изморози в холодильнике при работающем вентиляторе сигнализирует о нарушении герметичности камеры. Необходимо проверить прилегание уплотнителя, его целостность. Отрегулировать или устранить провисание двери. Подобрать более корректный режим работы. Оптимально, выбрать среднюю настройку.

Устройство поршневого компрессора холодильника

Данный аппарат представляет собой электрический мотор, у которого вертикальный вал, конструкция размещается в герметизированном металлическом кожухе.

Внешний вид поршневого компрессора со снятым верхним кожухом

При включении питания пусковым реле мотор приводит в движение коленчатый вал, благодаря чему закрепленный на нем поршень начинает совершать возвратно-поступательное движение. В результате этого происходит откачка паров фреона из испарительного радиатора и нагнетание хладагента в конденсатор. Данному процессу способствует система клапанов, открывающаяся и закрывающаяся при смене давления. Основные элементы поршневой конструкции представлены ниже.

Конструкция поршневого компрессора в виде схемы

Обозначения:

  1. Нижняя часть металлического кожуха.
  2. Крепление статора электромотора.
  3. Статор двигателя.
  4. Корпус внутреннего электромотора.
  5. Крепеж цилиндра.
  6. Крышка цилиндра.
  7. Плита крепления клапана.
  8. Корпус цилиндра.
  9. Поршневой элемент.
  10. Вал с кривошипной шейкой.
  11. Кулиса.
  12. Ползунок кулисного механизма.
  13. Завитая в спираль медная трубка для нагнетания хладагента.
  14. Верхняя часть герметичного кожуха.
  15. Вал.
  16. Крепление подвески.
  17. Пружина.
  18. Кронштейн подвески.
  19. Подшипники, установленные на вал.
  20. Якорь электродвигателя.

В зависимости от конструкции поршневой системы данные устройства делятся на два типа:

  1. Кривошипно-шатунные. Используются для охлаждения камер большого объема, поскольку выдерживают значительную нагрузку.
  2. Кривошипно-кулисные. Применяются в двухкамерных холодильниках, где практикуется совместная работа двух установок (для морозильника и основной емкости).

В более поздних моделях поршень приводится в действие не электродвигателем, а катушкой. Такой вариант реализации более надежен, за счет отсутствия механической передачи, и экономичен, поскольку потребляет меньше электроэнергии.

Холодильник Индезит NBA18FNF –основные неисправности

Холодильник двухкамерный, с нижним расположением небольшой морозилки на 63 л, энергоэффективность класса В. В камерах используется разморозка Ноу Фрост.

Основной причиной неисправности холодильника Индезит этой модели станет выход из строя терморегулятора, прибора обеспечивающего поддержание заданной температуры в шкафах. Признаками неисправности служат:

  • холодильник не включается, а свет внутри есть;
  • компрессор работает беспрерывно;
  • в холодной камере минусовая температура;
  • компрессор перестал морозить.

Как проверить работоспособность компрессора, найти нужный для морозилки и холодильника, поменять самостоятельно, предлагается пошаговая инструкция на видео.

Однако мастер может найти и другие причины. К ним относят недостаток или отсутствие фреона, забивание капиллярной трубки продуктами распада хладагента в реакции с маслом, неисправность компрессора.

Холодильник Индезит B16FNF – неисправности и их устранение

Холодильник серии Giugiaro с морозильником, расположенным снизу. Аппарат имеет электронное управление. Используется Ноу Фрост в обоих отделениях. Есть зона свежести. Регулирование режимов камер на передней панели одновременно. Есть индикация пораметров работы и сигнал при отклонениях или нарушении герметичности контура. Энергоэффективность оборудования — класс В. Основные неисправности холодильника Индезит этой модели относятся к системе управления и контуру охлаждения.

В рефрижераторе может выйти из строя электронная система управления при скачках напряжения в сети. Поэтому аппарат нужно подключать через стабилизатор. Проблемным узлом является система полного Ноу Фрост. Наиболее часто приходится менять вентилятор или сетевую подводку к нему. Если из-под холодильника течет вода – нужно провести ревизию системы удаления конденсата.

Неисправности холодильника Индезит C132G

Отдельно стоящий холодильник с электромеханическим управлением. Используется ручная разморозка морозильной камеры и капельная для холодильника. Компактный прибор высотой 167 см имеет объем 241 л.

Главная неисправность холодильника Индезит, когда не держит температуру холодильная камера, не морозит нижний шкаф. Причины несколько, к основным относят:

  • неисправность терморегулятора в верхней камере и термореле в нижней;
  • отсутствие или недостаток фреона из-за утечки в контуре или повреждении испарителей;
  • пробки в капиллярной системе;
  • отказ мотора-компрессора или пускового реле.

Но в первую очередь при обнаружении растаявших продуктов нужно проверить, есть ли напряжение в линии питания, горит ли на холодильнике индикатор включения в сеть.

Как подключить без конденсатора

Классический конденсатор в холодильном оборудовании используется для охлаждения и преобразования газообразного хладагента в жидкую фазу. Насос хладагента допускает кратковременную работу без конденсационного блока, но длительно эксплуатировать агрегат не рекомендуется (из-за отсутствия подачи масла). В самом компрессоре встречается электролитический конденсатор, обеспечивающий дополнительный импульс тока в момент пуска оборудования. Конденсатор использовался в холодильниках, выпущенных в 60-70-х гг. прошлого столетия.

Подключение без конденсатора

Конденсатор работает совместно с управляющим реле, размещается в разрыве между линией питания и пусковой обмоткой. При проверке работоспособности мотора можно подключить питание напрямую, обойдя дополнительные компоненты цепи. В оборудовании, выпущенном после 90-х гг., элемент не используется. Конденсатор применяется для пуска 3-фазных электродвигателей, подключаемых к бытовой сети переменного тока. Установленный элемент имитирует недостающую фазу, но в бытовом холодильном оборудовании такие двигатели не используются.

Если в цепи имелся конденсатор, то он удаляется (выпаивается), последующий пуск производится через штатное реле.

Если мотор не реагирует на подачу питания, то потребуется демонтировать реле. Если при подаче питания из корпуса компрессора доносится монотонное гудение, то причиной поломки являются заклинившие подшипники качения или сломанный поршневой насос. Если мотор не работает и нет постороннего гула, то причину утраты работоспособности следует искать в обрыве проводов внутри компрессора. Подобный агрегат не ремонтируется, а подлежит утилизации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]