Для полной самостоятельной работы стиральные машины оснащены множеством узлов, которые работают взаимосвязано. Управление этими узлами осуществляется блоком управления. Этот блок включает, выключает нужные узлы и контролирует их работу в процессе всей программы.
Такие узлы как сливной насос, электоклапан и нагреватель имеют включенное и выключенное состояние, а вот двигатель должен развивать и поддерживать разную частоту вращения, в зависимости от программы. На этапе стирки он вращает барабан стиральной машины с частотой примерно 50 оборотов в минуту, а на отжиме в десятки раз быстрее.
Работу двигателя контролирует электроника, а помогает ей в этом установленный на двигателе таходатчик.
Тахогенератор в стиральной машине предназначен для передачи существующих оборотов двигателя в электронный модуль, который их регулирует и поддерживает на нужной частоте вращения.
Регулировка оборотов двигателя стиральной машины автомат производится модулем путём регулировки силы тока на питание мотора.
Что такое тахогенератор в стиральной машине
Самый распространённый таходатчик стиральной машины представляет собой катушку с обмоткой, концы которой выведены в общую колодку проводов питания электродвигателя. Принцип работы тахогенератора в том что внутри его катушки вращается магнит, который надёжно закреплён к валу двигателя.
При разной частоте вращения магнита внутри обмотки меняется её сопротивление, которое считывает процессор и определяет частоту вращения двигателя и соответственно барабана стиральной машины. Если скорость вращения двигателя не совпадает, то управляющий блок регулирует её до нужной.
На машинах с прямым приводом двигателя на барабан тахогенератор имеет несколько другую конструкцию, но принцип его работы и назначение одно и то же регулировать обороты двигателя. В таких машинах двигатель вращается синхронно с барабаном стиральной машинки, что делает более точную регулировку частоты вращения. Это сказывается на улучшении качества стирки и надёжности всего агрегата.
Замена датчика
Если всё же тахогенератор Вашей стиральной машинки тесты не прошёл, необходимо его заменить. В этом случае электродвигатель машинки рекомендуется демонтировать. Допустим, после диагностики таходатчика Ваша машинка разобрана, контакты электродвигателя разъединены, а приводной ремень снят. В этом случае остаётся:
- Открутить болты, фиксирующие двигатель, и извлечь его из корпуса машинки.
- Снять металлическую или пластиковую крышку таходатчика. Чаще всего она на защелках.
- Демонтировать неисправный датчик и установить новый.
- Произвести сборку стиральной машинки в порядке, обратном разборке.
Однако, следует помнить, если Вы никогда не имели дела с ремонтом бытовой техники, никогда не держали отвертку, а слово «мультиметр» вызывает приступ паники, в таком случае лучше довериться профессионалам.
Где находится таходатчик в стиральной машине
Тахогенератор устанавливается непосредственно на приводном моторе. Недвижимая часть катушка, крепится на корпусе движка, а магнит закреплён на роторе и вращается с ним синхронно внутри катушки датчика.
На некоторых моделях стиральных агрегатов дополнительно установлены датчики оборотов непосредственно на баке. Одна часть датчика расположена стационарно на баке, а сигнализирующий маятник на вращающемся шкиве барабана.
Такие таходатчики чаще устанавливают на машинах с вертикальной загрузкой.
Опираясь на его показания модуль управления может останавливать барабан стиралки в таком положении, чтобы загрузочный люк был в верхней части бака для удобства выгрузки белья.
Тахогенератор в машинах с прямым приводом находится на статоре мотора и считывает частоту оборотов шкива барабана, являющимся частью двигателя.
Принцип действия
Выход из строя электродвигателя связан с перегрузкой цепи по току. Это неблагоприятное явление может предупредить датчик Холла в стиральной машине. Сенсоры Холла отличаются компактностью и точностью. Иногда такие устройства называют датчиками контроля вращения ротора. Последовательность их функционирования заключается в следующем.
Если ток протекает через проводник и магнитное поле, наводимый магнитный поток может перемещаться через проводник перпендикулярно потоку тока, при этом заряженные частицы дрейфуют к краям прямоугольной полосы. Эти заряженные частицы объединяются на краях поверхности. Магнитный поток передает усилие на проводник, что приводит к дрейфу напряжения (со знаком «плюс») к одному краю, в то время как электроны (знак «минус») перемещаются к противоположному краю. Сила, действующая на поток тока, называется силой Лоренца.
Пока магнитная сила приложена к проводнику, носители располагаются на противоположных сторонах, создавая падение напряжения на проводнике. Этот перепад напряжения является напряжением Холла. Он пропорционален протекающему через него току, напряжённости магнитного поля и типу материала проводника.
Если какая-либо из этих трёх переменных изменится, перепад напряжения на проводнике также изменится. Поэтому устройство должно иметь регулируемое напряжение, приложенное к пути тока. Если ток регулируется и материал проводника задан, единственное, что остается изменить, это магнитную интенсивность. Наибольший эффект будет достигнут в случае, когда она изменяется под углом 90° к направлению тока.
Признаки неисправности таходатчика
При неисправном датчике управляющие блоки не получают данные о скорости двигателя или получают их в некорректном виде. Поломка тахогенератора стиральной машины влечёт за собой не правильную работу всего прибора в целом.
При поломке этой детали машинка начинает:
- Вращать барабан в режиме стирки с неправильной скоростью. Превышенные обороты влекут за собой дисбаланс бака, сильную вибрацию и смещение всего изделия по основанию, на котором оно установлено.
- Амортизаторы и подшипники подвергаются при этом сильной нагрузке. При наличие у машинки функции распознания нарушения баланса прибор останавливает программы и высвечивает на своём дисплее код неисправности;
- При подаче сигнала на электродвигатель он начинает быстро набирать обороты. Машинка при этом испытывает биение бака внутри корпуса. В машинах с ременным приводом изнашивается ремень вплоть до обрыва;
- В стиральных машинах, оснащённых современными инверторными движками, появляется нарастающий писк, но барабан при этом может даже не начинать движение.
О неисправности прибора
Судя по отзывам владельцев, в начале программы двигатель может выходить на высокие обороты. Это может быть вызвано обрывом обмотки на катушке или ее плохим креплением. Также резкая смена оборотов свидетельствует о том, что щетки двигателя изношены. Не исключено, что в результате вибрации контакты проводки начали отходить. Напряжение может подаваться с блока управления на обмотку мотора, из-за чего сигнал из таходатчика не поступает. Бывает, что сигнал перестает поступать по причине нагрева движка и катушки устройства и возобновляется после их остывания. Из-за нестабильности сигнала мотор начинает работать резкими рывками, а может и вовсе не выйти на отжим. Как утверждают специалисты, в этом режиме в стиральной машинке двигатель должен обеспечивать не менее 800 оборотов в минуту. При выходе таходатчика из строя количество оборотов не регулируется. Такие признаки указывают на то, что на магнитном роторе образовался скол или трещина.
Как проверить таходатчик на стиральной машине
Для проверки тахогенератора необходимо для начала определить его место установки. После этого нужно снять клему проводов с электродвигателя и найти два провода идущие к нужной нам детали. При помощи мультиметра , настроенного на измерение сопротивления, прозвонить катушку датчика.
Сопротивление датчика стиральной машины будет колебаться в значениях 70 — 250 Ом, но может быть и больше в зависимости от марки двигателя, установленного на изделии. Если мультиметр показал какие-либо значения, то нужно рукой подвергнуть вращению вал двигателя.
При этом на исправном тахогенераторе будет меняться сопротивление.
Если сам датчик придерживается нормальных показателей сопротивления, нужно проверить контакты датчика при подключении на двигателе и плате управления. Также не помешает и прозвонить проводку на предмет её целостности.
Для этого нужно перевести тестер в режим измерения наименьшего сопротивления. Частой причиной некорректной работы таходатчика является ослабление крепления магнита на валу мотора. Для проверки нужно одной рукой держать магнит, другой попытаться прокрутить вал. Если магнит прокручивается на валу, его необходимо надёжно закрепить.
Второй способ
Если вы решили воспользоваться данным способом, то электронный прибор должен быть в режиме переменного напряжения. После подсоединения щупов начинайте вращать ротор. При этом вы увидите генерацию напряжения, которая может варьироваться в пределах 0,5-2 Вольт. Если это так, то с вашим тахогенератором все в порядке. Как утверждают специалисты, переменное напряжение работы двигателя в реальном режиме при максимальных оборотах составляет от 60 до 70 Вольт.
Как регулировать обороты двигателя от стиральной машины
Для регулировки оборотов в стиральной машине используется сложная система управления. Она при любой весовой нагрузке должна с большой точностью поддерживать скорость барабана.
Обладатель машинки может только поставить регулятор оборотов скорости вращения барабана стиральной машины на режим отжима.
Но во многих стиралках существуют режимы самодиагностики, в которых можно проверить правильность задаваемых оборотов. В стиральной машине LG таходатчик в режиме диагностики показывает частоту вращения в режиме стирки, среднюю и наибольшую скорость двигателя.
С чего нужно начать? Первый способ
Сначала обзаведитесь мультиметром с электронной стрелкой или табло. Прежде чем приступить к процедуре, отключите стиральную машину от электросети, подачи воды и канализации. Чтобы проверить тахогенератор, вам не обязательно снимать его с движка, однако непосредственно сам двигатель придется снять со стиралки. Как проверить таходатчик на стиральной машине мультиметром? Для этого выполните следующее. Сначала снимите ремень с вала. Далее займитесь выкручиванием болтов, посредством которых мотор крепится к машинке. Когда болты будут извлечены, можете доставать двигатель наружу. Не забудьте также отсоединить от разъема все провода тахогенератора.
Тестируем и меняем деталь?
После того, как деталь демонтирована, нужно внимательно осмотреть ее и проводку. Если видите, что какое-то крепление держится ненадежно, его надо немедленно подкрутить. Все фиксаторы и контактны должны быть целы. Что делать, если бросающихся в глаза повреждений не обнаружено? Тогда нужно протестировать тахогенератор. Есть два способа сделать это.
Первый способ:
- возьмите мультиметр и настройте его на измерение Ом;
- приложите щупы к контактам тахогенератора;
- в норме сопротивление датчика должно составлять 60 Ом.
Второй способ:
- настройте мультиметр на измерение вольт;
- соедините щупы с контактами;
- второй рукой разгоните мотор;
- если на дисплее появилось число 0,2, значит, датчик в порядке.
Поменять поврежденную деталь проще простого. Для этого полностью снимите проводку и крышку элемента, которая зафиксирована обычной защелкой. Открутите крепежи, уберите старый тахогенератор и на его место установите новый.
В машинке с коллекторным двигателем
Понять, какой тип двигателя установлен в вашей стиральной машине несложно. Если при снятии задней стенки корпуса агрегата вы увидите фрикционное колесо (шкив), на которое натянут приводной ремень, значит, машинка оснащена коллекторным мотором. Если осматривая заднюю часть прибора вы не найдете ни шкива, ни ремня привода, значит, ваша машина-автомат имеет инверторный мотор. Обладателям стиралки с коллекторным движком нужно искать датчик Холла непосредственно на валу электродвигателя.
Таходатчик располагается или прямо на валу или очень близко к нему. Его местоположение будет зависеть от модели стиральной машины, типа датчика и конструкции в целом. Внимательно осмотрите вал и участки около него. К элементу непременно направлено питающее его соединение проводов. Благодаря кабелям, подключенным к тахогенератору через фишку, можно безошибочно определить искомую деталь.
Где искать деталь?
Прежде чем перейти непосредственно к проверке датчика, необходимо его найти. Сделать это несложно, ведь на всех моделях и марках стиралок он располагается в одном и том же месте – на вращающемся вале мотора. Чтобы добраться до последнего, придется частично разобрать машинку: снять заднюю панель корпуса автомата и убрать приводной ремень.
Перед любыми манипуляциями обесточьте машинку и перекройте кран подачи воды.
Дальше очередь двигателя. Ищем на вале небольшое железное кольцо – это и есть тахогенератор. Отцеплять его сразу нельзя, необходимо снимать весь мотор целиком. Здесь важен электромонтажный опыт: если его нет, лучше доверить сервисные работы квалифицированному специалисту. Экспериментировать с «начинкой» стиралки не стоит – велика вероятность усугубить ситуацию и довести агрегат до точки невозврата или дорогостоящего ремонта.