Стиральная машина — сложное оборудование, в котором много движущихся узлов. Поэтому она шумит и потрескивает во время работы. Но иногда можно услышать неправильный и сильный треск, и заметить, что стиральная машина искрит внутри корпуса.
Внимание! Если вы обнаружили искры или свечение в стиральной машине во время стирки или отжима, сразу выключите и обесточьте технику. Эксплуатировать её опасно!
Искрение — это признак неполадки в работе СМА. Заметить его можно в разных местах.
- Чаще всего искры появляются во время стирки или отжима внизу под барабаном в задней части стиралки, где расположен двигатель, и сопровождаются треском громче обычного. Если техника стоит в ванной комнате, то при выключенном свете вы заметите маленький фейерверк.
- Иногда появляется сильный и резкий запах гари и палёного пластика, а искры заметны позади барабана через стекло двери.
- В редких случаях стиралка может заискрить в верхней части корпуса, в районе панели управления. Обычно после этого она перестаёт включаться или реагировать на команды. Ощущается запах гари машинки.
Почему искрит стиральная машина? Из-за износа некоторых деталей, из-за проблем с проводкой, из-за короткого замыкания в электронных узлах. Можно назвать много возможных причин, но правильную — устанавливает мастер во время диагностики техники. Поэтому, если вы обнаружили, что стиральная машина искрит и потрескивает во время работы — вызывайте специалиста по ремонту. Пользоваться неисправной техникой опасно. Это может стать причиной серьёзного повреждения электропроводки в квартире и даже привести к пожару.
Почему искрит стиральная машинка?
Источником этого могут быть следующие детали:
- Щетки коллектора;
- ТЭН, который отвечает за нагрев воды в стиральной машинке;
- Электронный модуль.
Чаще всего именно эти три источника являются главными виновниками возможного искрения. Если вы не уверены в своих знаниях, то лучше вызвать мастера на дом, который сможет провести быстрый и качественный ремонт.
Описание
Щетка электродвигателя постоянного тока выглядит как небольшой прямоугольник или цилиндр, изготовленный из графита. В нее запрессовывается питающий провод, заканчивающийся медным наконечником для подключения.
В двигателе используются 2 щетки. Они вставляются в щеткодержатели, которые изготавливаются из металла либо пластмассы. Для поджима щеток к коллектору служат стальные пружины, и весь узел закрепляется на электродвигателе.
Неисправность электродвигателя машинки
Часто бывает так, что искрит мотор стиральной машины, который отвечает за движение барабана. Чаще всего используются щеточные моторы, которые со временем выходят из строя и начинают проявлять свои «козни».
Но даже в такой ситуации впадать в панику не нужно, ведь ремонт может подразумевать обычную замену щеток, что является стандартной процедурой и стоит такой ремонт совсем недорого. Провести замену щеток можно и самостоятельно.
Щеточные моторы передаю энергию на обмотки, используя при этом графитовые щетки. Эти щетки трутся об вращающийся коллектор, а высокая скорость привод к тому, что со временем щетки просто стираются.
Чаще всего это приводит к появлению искр и неприятному запаху горелого. Чем сильнее щетки стерлись, тем больше может появляться искр во время прикосновения их к вращающемуся ротору.
Если искрит электродвигатель стиральной машины и проблема заключается именно в стертых щетках, то для ремонта необходимо просто провести их замену, после чего машинка снова должна стабильно работать.
Для замены щеток необходимо снять ремни, которые находятся на валу мотора, разъединить все клеммы, выкрутить двигатель и очень осторожно достать его со стиральной машинки. При извлечении мотора преградой может стать бак, но не стоит думать, что в таком случае мотор достать не удастся. Придется только приложить немного усилий, и двигатель будет извлечен.
Произвести замену щеток можно двумя способами:
- Разбирая двигатель, что чаще всего понадобиться в более старых моделях стиральных машин;
- Без разборки двигателя, что, разумеется, чаще всего наблюдается на современных вариантах машинок.
После этого, можно обнаружить, что проблема «искрят щетки на стиральной машине» полностью исключена.
Искрит мотор по причине поломки ламелей коллектора
Если машинка искрит внизу, поломка ламелей двигателя – еще одна из возможных причин. Дополнительно можно услышать сильный треск и посторонний звук. Шум усиливается на этапе отжима и становится просто невыносимым при большой загрузке бака и стирке на максимальных оборотах.
Ламели – это неисправность, так же связанная с двигателем. Эта деталь – контактная поверхность коллектора, которая трется о щетки. При вращении барабана ламели греются и теряют свою гладкость с течением времени. Если машинке не давать отдыхать, запускать подряд несколько циклов стирки, перегружать барабан, ламели сильно перегреваются и начинается процесс их разрушения
Отдельные пластины могут даже стереться, на других образуется нагар. Из-за этого происходит плохой контакт с щетками и, как и в предыдущем случае, появляются искры, треск, а также стук щеток о контактные поверхности.
Эту поломку можно диагностировать путем прокручивания вала привода вручную. При сильном износе ламелей вы услышите щелчки и звуки, которые исправный мотор никогда не издает.
Если ламели повреждены незначительно, достаточно зачистить нагар и отполировать их войлоком. Это может восстановить гладкость и равномерность контактной площадки.
Сильно изношенные ламели восстановлению не подлежат. В этом случае придется менять двигатель, так как производители отдельно коллектор и другие детали мотора не выпускают.
Вышел из строя ТЭН стиральной машины
Еще одна проблема, почему искрит стиральная машина – вышедшая из строя ТЭН. Она отвечает за нагрев воды в стиральной машинке. Иногда искрение ТЭН можно наблюдать даже через стекло.
Если искры наблюдаются, то необходимо очень быстро отключить стиральную машинку от сети, при этом, не трогая корпус, так как на него также может пробивать ток.
Если дома имеется мультиметр, то с его помощью можно проверить работоспособность ТЭН. Узнать вы можете из нашей статьи — Ремонт ТЭН. Поиск неисправностей.
Вместо него можно использовать и любые другие стрелочные приборы. Если ТЭН оказался «павшим воином», то необходимо срочно провести замену. До этого времени включать стиральную машинку строго запрещается. Стоит отметить, что в таком случае поможет только полная замена ТЭН, так как этот элемент ремонту не поддается.
А если вы проверили его и он в порядке, то вам наверное стоит его почистить от накипи. У нас также есть статья — удаление накипи с электрода ТЭН.
Модуль управления
Замыкает наш список электронная «начинка» стиральной машины — мозг, если хотите. Именно он выполняет заданные вами команды, в зависимости от нажатых кнопок, включенного режима и так далее. Искры в данном случае, если вам и «повезет» увидеть, то лишь единожды – когда сгорит электроника. Как правило, означает смерть платы и сопровождается запахом горелого пластика/изоляции. Возможно наличие дыма. В лучшем случае вы заметите проблему раньше. Хорошим звоночком могут стать мигание индикаторов, не работающие программы стирки и сбои в работе двигателя. Такие проблемы сигнализируют о незначительной неисправности, поддающейся ремонту. Справиться с такой задачей сможет только человек, разбирающийся в платах и электронной начинке.
Причина
– износ, замыкания в элементах платы (пылья/вода), скачки напряжения.
Ремонт
– при легком повреждении возможен мастером по ремонту стиральных машин. Самостоятельный ремонт рекомендуется только тем людям, которые точно знают, что делают. При тяжелых повреждениях плата полностью заменяется.
Подводя итог
Стоит сказать, что все же остаются 5%, в которых искры могут быть вызваны другими причинами. Например, если это новая стиральная машина или после ремонта с заменой двигателя и щеток. Прочие причины — скорее уникальные случаи, чем регулярность, поэтому описывать мы их не будем. Надеемся, статья оказалось вам полезной.
Если у вас возникли вопросы, смело звоните на номер телефона, указанный на сайте, — консультация является бесплатной. Мы выполняем ремонт стиральных машин в Ростове-на-Дону и в радиусе 30 км от него. Если вам необходим мастер своего дела, заполните заявку, и менеджер свяжется с вами в самое ближайшее время.
Виды
Несмотря на похожие конфигурации и размеры, щетки различаются между собой. Главное различие их – материал, из которого они изготовлены.
Графитовые
Самые простые, их еще называют угольными. Изготавливаются из чистого графита и имеют небольшую цену. Они обладают оптимальным балансом «стоимость – ресурс», и поэтому они самые распространенные. Их срок службы – 5-10 лет, и он зависит от частоты пользования машинкой и ее загрузки при работе.
Меднографитовые
Имеют в своем составе медные вкрапления. Помимо меди, в них еще может добавляться олово.
Преимущества – большой срок службы и высокая прочность, которая увеличивает ресурс коллектора. Недостаток – требуется больше времени на приработку.
Электрографитовые, или электрощетки
Отличаются от угольных способом изготовления. Их производят путем высокотемпературной обработки смеси углеродного порошка, связующего вещества и каталитических добавок. Образуется однородный состав.
Достоинства – высокая электропроводность, малый коэффициент трения и большой ресурс.
Топовые щетки оснащены системой отстрела, которая автоматически отключает двигатель при предельном износе стержня.
Внутрь стержня встраивается пружина с изолирующим наконечником. Когда рабочая длина достигнет наименьшего предела, пружина освобождается и выталкивает наконечник на коллектор. Электрическая цепь размыкается, и мотор останавливается.
Где находятся?
Щеткодержатели располагаются со стороны коллектора, то есть напротив выходного вала. Обычно они находятся по бокам корпуса двигателя и располагаются напротив друг друга.
К статору они крепятся винтами. Кроме того, к щеткам идут силовые кабели большого сечения. Так что найти их не составит труда.
Схема двигателя
Для более наглядного понимания принципа работы коллекторного мотора существует два визуальных типа представления – упрощённый и подробный. Первый формат (рис
ниже) представляет собой обычную схему, акцентирующую внимание на подключении обмоток к сети
Более сложные конструкции (рис. ниже) имеют дополнительные отводы на роторе и статоре. К примеру, для питания автоматики или регулировки оборотов. Наличие термозащиты позволяет минимизировать вероятность перегрева верхнего слоя обмотки агрегата. Этот элемент уводит напряжение при срабатывании реле, останавливая работу вала.
Тахогенератор отражает скорость вращения двигателя. В качестве альтернативы на некоторых моделях устанавливают датчик Холла. Прибор получает сигналы посредством контактов коллекторных панелей.
Щёточный или бесщёточный инструмент? Моя точка зрения
В нескольких комментариях под моими статьями люди спрашивали, какой инструмент покупать: щёточный или бесщёточный?
У меня недавно появились два винтовёрта, щёточный и бесщёточный. Оба RYOBI ONE+. Один аккумулятор этой линейки подходит ко всем инструментам этой линейки.
Мне непонятно, почему они по-разному называются. Бесщёточный называется импульсный винтовёрт. Щёточный — импульсный гайковёрт. Размер патрона 1/4 дюйма у обоих.
Бесщеточный по размерам меньше, но тяжелее и мощнее. 270 Нм против 220 Нм.
По многим параметрам бесщеточный лучше
Энергопотребление.
В бесщеточном двигателе нет коллектора со щётками, соответственно нет потерь на трение, нагрев и искрообразование. За счёт этого в среднем бесщёточный мотор экономичнее примерно на 30%. Например, щёточным шуруповёртом вы закрутите 200 саморезов, а бесщёточным 270 саморезов.
Ресурс двигателя.
В бесщёточном моторе просто нечему ломаться, кроме подшипников. В щёточном двигателе со временем изнашиваются щётки и коллектор.
У двигателя без щёток меньшие разрядные токи. Это немного бережёт аккумулятор.
Я взял сосновую доску 200*50 мм и попробовал закручивать в неё шурупы-глухари, размером 8*180 мм.
Бесщёточный однозначно закручивает эти глухари быстрее. Это прям чувствуется.
В общем, у бесщёточных одни плюсы. Один только минус есть. Цена. Бесщеточный инструмент часто стоит в два раза дороже.
На примере этих винтовёртов: за щёточный по акции я заплатил 4 500 рублей, за бесщёточный выложил 6 800 рублей.
На бесщёточном переключение скоростей находится там, где крепится аккумулятор, и одной рукой переключить скорость нереально.
Для себя я сделал такой вывод: если работаешь инструментом постоянно, то нужно взять бесщёточный. Если время от времени то бери щёточный.
У меня есть шуруповёрт Макита, которым я пару сотен тысяч саморезов закрутил, а щётки на нём ещё не стёрлись.
Поэтому для такого темпа, в котором я работаю, покупать бесщёточный инструмент нет смысла.
Источник
Схема двигателя
Для более наглядного понимания принципа работы коллекторного мотора существует два визуальных типа представления – упрощённый и подробный. Первый формат (рис
ниже) представляет собой обычную схему, акцентирующую внимание на подключении обмоток к сети
Более сложные конструкции (рис. ниже) имеют дополнительные отводы на роторе и статоре. К примеру, для питания автоматики или регулировки оборотов. Наличие термозащиты позволяет минимизировать вероятность перегрева верхнего слоя обмотки агрегата. Этот элемент уводит напряжение при срабатывании реле, останавливая работу вала.
Тахогенератор отражает скорость вращения двигателя. В качестве альтернативы на некоторых моделях устанавливают датчик Холла. Прибор получает сигналы посредством контактов коллекторных панелей.