Стиральная машина обычно приобретается с расчетом долговременного использования, однако срок ее службы зависит от многих факторов: добросовестности производителя, частоты эксплуатации и регулярности контроля за техническим состоянием устройства.
Чтобы стиральная машина прослужила как можно дольше, средства для стирки должны быть качественными, чистка и профилактика накипи своевременной, а внутренние элементы работоспособными.
Одной из небольших, но ответственных деталей стиральной машины является сальник (уплотнитель) бака. Следить за его состоянием – значит, избежать преждевременного износа и дорогостоящей замены подшипника.
Для поддержания работоспособности уплотнителя существует специальная смазка для сальников стиральных машин. Речь о том, что это за материал и так ли он необходим, пойдет ниже.
Что такое сальник и зачем его смазывают?
Сальник стиральной машины представляет собой небольшую круглую деталь из плотной резины, которая служит для защиты подшипника барабана от воды, а также уплотнения подвижной и неподвижной частей механизма.
Сальник, одетый на специальную втулку, максимально плотно соприкасается с валом, на котором закреплены бак и барабан стиральной машины. Герметичное крепление уплотнителя позволяет предотвратить вытекание воды сквозь зазоры соединения.
Вращаясь, вал постоянно соприкасается с внутренней поверхностью сальника, в результате чего уплотнитель быстро изнашивается. Чтобы замедлить этот процесс, используется специальная смазка, улучшающая скольжение и тем самым уменьшающая трение сальника на валу.
Смазочный материал наносится на уплотнитель при каждой его замене. Если игнорировать процесс смазывания:
- Сальник рассыхается, стирается и теряет герметизирующие свойства
- На подшипник попадает вода, что негативно сказывается на его состоянии
- Подшипник подвергается коррозии, усиленному износу и быстро выходит из строя
Почему нужно смазывать сальник в стиральной машине
Для начала рассмотрим устройство и принцип работы сальника. Ни одна стиралка не обходится без этой детали.
Это уплотнительное резиновое кольцо служит для защиты подшипника на стыках от воды. Для качественной герметизации сальник бака стиральной машины должен сидеть максимально плотно. Именно поэтому его рекомендуется заменять одновременно с подшипниками.
Через центральную ось бака проходит металлическая втулка, которая при вращении способствует износу сальника. Чтобы этого не происходило, необходимо применять водоотталкивающую смазку для сальников.
Какую смазку для сальников выбрать?
Некоторые владельцы стиральных машин считают, что специализированные составы для сальников можно заменить народными средствами, например, растительным маслом или жиром. Такое решение более экономично, однако совершенно не эффективно и даже вредно.
Смазка сальника стиральной машины осуществляется только специальными составами. Часто их можно приобрести вместе со стиральной машиной – некоторые производители бытовой техники выпускают и материалы для их обслуживания.
Смазка для подшипников стиральной машины и сальников соответствует следующим требованиям:
- Является влагостойкой, то есть не теряет своих свойств при постоянном контакте с водой
- Имеет неагрессивный химический состав, поэтому не разрушает поверхность сальника и металлического вала
- Устойчива к перепадам температуры, не распадается и не теряет своих качеств, подвергаясь нагреву
- Обладает достаточной густотой и вязкостью, чтобы длительное время не смываться водой
Несмотря на то, что некоторые смазки выпускаются для конкретных марок стиральных машин, большинство из них являются взаимозаменяемыми (главное при подборе – учитывать основной компонент смазки).
Наибольшей популярностью пользуются силиконовые и титановые материалы, которые хорошо отталкивают воду и способны выдерживать температуру до 200 °С.
Если установлен неразборной подшипник
Можно ли обрабатывать смазывающим веществом подшипники, не снимая с них крышки?
При наличии в стиральной машине элемента закрытого типа смазать его удастся при помощи полиэтиленового пакета:
- Предварительно осуществляется очистка с использованием WD-40.
- Производится заполнение внутреннего кольца пакетом из полиэтилена.
- В тюбике, содержащем смазку, обрезается горлышко.
- После установки тюбика на внутреннюю обойму необходимо выдавливать содержимое, пока оно не появится с другой стороны.
- Для равномерного распределения смазки понадобится прокручивать пакет.
- После удаления излишек деталь ставится на прежнее место.
Источники
- https://mcgrp.ru/article/5747-sposobyi-smazki-podshipnika-v-stiralnoy-mashine
- https://tehnika.expert/dlya-chistoty-i-poryadka/stiralnaya-mashina/kak-smazat-podshipnik.html
- https://stroy-podskazka.ru/stiralnye-mashiny/smazka-dlya-salnikov/
- https://stiralnihremont.ru/zapchasti-aksessuary/kak-smazat-podshipnik-v-stiralnoy-mashine/
- https://cosmo-frost.ru/stiralnye-mashiny/remont-i-zamena/kak-smazat-podshipnik-v-stiralnoj-mashine/
- https://1stiralnaya.ru/uhod/smazat-podshipnik
Этапы работы
Несвойственные звуки при работе стиральной машины, а также низкое качество стирки указывают на неисправность каких-либо элементов. Стук, например, часто возникает вследствие износа подшипника, а масляные пятна на выстиранной одежде – признак плохой работы сальника. Игнорирование этих моментов грозит серьезными последствиями, вплоть до выхода машины из строя.
Чтобы оценить состояние подшипника и уплотнителя, устройство необходимо разобрать. Задача достаточно сложна, поэтому, решившись выполнить ее, запаситесь временем и терпением (а также подходящей смазкой для сальника и подшипника).
Вначале необходимо вытащить бак:
- Отключив машину от сети и коммуникаций, слейте остатки воды из сливного фильтра (он находится под передней панелью, за маленьким люком)
- Выкрутите два винта сзади, чтобы снять верхнюю панель, открутите винты по периметру задней панели и снимите ее
- Снимите ремень привода с барабана, застопорив рукояткой молотка шкив и открутив его центральный болт
- Отсоедините проводку, которая может крепиться к барабану с помощью пластиковых хомутов
- Вытащите из корпуса электромотор, отсоединив его проводку и выкрутив крепящие болты; также отстегните провода от ТЭНа
- Открутив болты, снимите верхний противовес бака
- Вытащите дозатор для моющих средств, нажав на центральную защелку
- Снимите панель управления, открутив все болты и разжав пластиковые защелки
- Ослабьте хомут заливного клапана и отсоедините его от бака
- Вытащите бункер для порошка, отстегнув провода от заливного клапана и открутив болты крепления
- Уберите шланг прессостата, который обычно крепится к баку
- Откройте дверцу люка, отогнув уплотнительную резину, и снимите внешний хомут; заправьте манжету внутрь бака; открутите винты замка УБЛ, запустив руку за корпус СМА, вытащите замок и отстегните проводку
- Выкрутите саморезы по периметру передней панели, подтяните ее вверх и отставьте в сторону
- Снимите противовесы с бака
- Открутите амортизаторы, снимите бак с крючков и вытащите наружу
После того, как бак демонтирован, можно приступать к извлечению подшипника и сальника из барабана, их дальнейшему смазыванию или замене.
- Для начала достаньте сам барабан из бака, выкрутив винты по его периметру, разжав защелки и сняв верхнюю половину
- Сняв подшипник и сальник со втулки, оцените их состояние и, если потребуется, замените
- Заложите достаточное количество смазки в подшипник
- Нанесите смазку на внешнюю поверхность уплотнителя ровным, тонким слоем
- Обработайте внутреннюю поверхность сальника более толстым слоем (это удобно делать, заполняя уже одетый на втулку сальник с помощью шприца)
- Установите уплотнитель на место
- Соберите машину, произведя вышеперечисленные действия в обратном порядке
Правильный выбор
Перед тем, как приступить к работе, нужно выяснить, какой смазкой смазывать подшипники. Существует всего несколько видов смазки, которые соответствуют таким требованиям:
- Обладают влагоустойчивостью. Поскольку детали вала СМ постоянно контактируют с водой, вам нужна водоотталкивающая смазка для подшипников. Если вода вымоет средство, благодаря которому подшипник скользит без износа, то он в скором времени сотрется.
- Имеют термостойкие свойства. Горячая вода в баке и нагрев вала в процессе вращения, могут лишить дешевую смазку свойств. Тогда вода попадет на детали и начнется коррозия.
- Не должны агрессивно воздействовать на резину. Иначе сальник может задубеть, что приведет к протечке воды.
- Смазка для подшипников должна быть густая. Иначе она просто вытечет в ходе эксплуатации.
Многие пользователи интересуются, можно ли смазывать подшипники «Литолом» и другими автомобильными смазками. Пользоваться такими средствами нежелательно. Они служат плохой защитой, поэтому вскоре вам придется снова ремонтировать стиралку.
Какое же средство выбрать?
AMPLIFON предлагают итальянские производители фирмы MERLONI. Это влагостойкая смазка, которая не вымывается водой.
Anderoll известен удобной дозировкой по 100 грамм в банках или в шприцах на два применения. Выпускают средство производители стиралок Индезит.
STABURAGS NBU 12 – водостойкая восстанавливающая смазка для подшипников, обеспечит высокий уровень защиты от износа. Термостойкая и устойчивая к агрессивным средам (моющим растворам).
LIQUI MOLY «Silicon-Fett». Силиконовая смазка для подшипников стиральных машин. Обладает густой текстурой, термостойкостью (выдерживает от -40°С до +200°С). Хорошо прилипает, обеспечивая высокий смазывающий эффект.
Huskey Lube-O-Seal PTFE Grease. Липкая, однородная текстура, не вымывается даже водяной струей. Термоустойчива, выдерживает от -18°С до +117°С. Высокая защита от коррозии.
Что лучше смазать
Некоторые думают, что прежде всего обрабатывается сальник, тогда как опорный подшипник смазывать необязательно. Это верно лишь в том случае, когда вы купили оригинальную деталь.
Обратите внимание! Обрабатывая сальник и подшипник, никогда не смешивайте смазки, поскольку они могут быть не совместимы между собой.
Чем можно заменить смазку?
Когда найти специальную смазку для сальников не удается или ее стоимость не устраивает владельца стиральной машины, в ход могут пойти сходные по действию смазочные средства на нефтяной основе, например, литол или солидол.
Однако специалисты не рекомендуют чем-либо заменять специализированные смазки во избежание ускоренного износа сальников. Материалы, эффективные в автомобильной сфере, вредны для бытовой техники так же, как совершенно не предназначенные для нее пищевые масла и жиры.
Как смазать сальник
Теперь о том, как восстановить сальник своими руками. Конечно, ремонту изношенный сальник не подлежит. Запомните простое правило: решив заменить один элемент, нужно менять весь комплект, если вы хотите выполнить качественный ремонт.
Смазывать сальник лучше с помощью шприца. Заполните внутреннюю канавку сальника и установите его на место. Осталось собрать СМА в обратном порядке.
Вы узнали, чем лучше смазывать подшипники и как это сделать своими руками. Видео по теме поможет вам в ремонте:
Форма выпуска
Пластичные силиконовые смазки не такие густые, как пасты, поэтому их проще использовать для обслуживания резиновых уплотнений. Такие материалы наносятся толстым слоем и растираются по поверхности ветошью или пальцами.
Пасты имеют очень густую консистенцию, поэтому для уплотнений применяются редко.
Аэрозоли – наиболее универсальная разновидность силиконовых смазок. Их удобно применять и дозировать. Однако работать с ними следует очень осторожно: из-за высокого давления в баллоне при распылении смазка разбрызгивается и может попасть туда, где ее нахождение нежелательно.
Масла не загрязняют поверхности и могут проникать в труднодоступные места, однако для их нанесения необходимо использовать аппликаторы (кисть, ветошь или губку). Процесс смазывания занимает достаточно много времени.
Основные достоинства силиконовых смазок
Силиконовые смазки обладают:
- Высокой адгезией к различным основаниям
- Совместимостью с эластомерами и пластмассами
- Инертностью к лакам, краскам и другим покрытиям
- Биологической инертностью
- Широким диапазон рабочих температур (средние значения от -50 до +200 °C)
- Антифрикционными свойствами
- Хорошей теплопередающей способностью
- Диэлектрическими и антистатическими свойствами
- Устойчивостью к воздействию слабых растворов кислот и щелочей
- Несмываемостью водой
- Эластичностью
- Негорючестью
- Длительным сроком службы
- Отсутствием запаха, вкуса и цвета
Виды и конструкция
Манжеты из влагостойкой резины применяются в разной технике, поэтому они имеют различные формы и размеры. Конструкция схожа, немного отличается только внешний вид. Разнится качество и плотность резины: в некоторых случаях сальники делают из каучука на силиконе, фторкаучука и других эластичных материалов.
Эти манжеты делаются из специального водостойкого материала со вставкой из металла, которая очень ломкая, но именно она помогает сохранять сальнику нужную форму. При смазке надо быть предельно осторожным, чтобы не поломать ее.
Правильный алгоритм действий
После полного демонтажа машины, приступаем к смазке сальника —наносим ее равномерно по всей площади внешнего контура манжеты. После этого вставляем сальник на рабочее место и аккуратно смазываем его внутреннюю часть.
Как видите, процесс довольно несложный, но выполнять его надо неторопливо и осторожно, чтобы не повредить хрупкую металлическую вставку. После окончания смазки приступаем к сборке стиральной машинки.
При необходимости срочной замены сальников из-за повреждения или износа их корпуса производится аналогичный демонтаж агрегата для стирки в такой последовательности:
- снимаем верхнюю крышку, убираем заднюю и передние панели;
- отсоединяем проводку, патрубки и крепежные детали от бака, чтобы вынуть его наружу;
- разбираем бак на две части, чтобы открыть доступ к узлу подшипников.
Разборку можете сделать самостоятельно, но в первый раз лучше все-таки пригласить мастера с сервисного центра — он все манипуляции произведет быстро и с гарантией. Для тех, кто уверен в своих силах, в помощь прилагаем следующее видео, где мастер разъясняет все нюансы правильной установки сальника.