Когда дело касается диагностики управляющего модуля стиралки, часто слышится термин «симистор». Для далеких от электротехники пользователей это слово сродни ругательству и ни о чем не говорит. Вместе с тем данный полупроводник при сбоях и поломках страдает в числе первых: перегорает и требует замены. Симистор в стиральной машине – это ключевой связующий радиоэлемент, позволяющий плате управления передавать сигналы датчикам и узлам системы. Рассмотрим подробнее, как он выглядит и по какому принципу функционирует.
Варисторы и симисторы в стиральных машинках
Варистор
Как правило, на входе напряжения питания (в цепи стиральной машинки) всегда установлен защитный варистор. Такой металл-оксидный варистор являет собой это полупроводниковый прибор с особой вольт-амперной характеристикой. Его функция — защита электронных схем аппарата от перенапряжения. Для этого он закорачивает потенциал, переходящий определенный порог безопасности. Варистор с легкостью поглощает высоковольтные скачки напряжения сети, тем самим спасая нашу машинку от перегорания.
Но ничто не вечно, и после нескольких ударов напряжения данный элемент способен выйти из строя: сгореть и даже взорваться. В таких случаях, большой участок платы стиральной машинки покрывается копотью. Такой налет легко отмыть бензином. Параллельно с варистором могут также выйти из строя остальные детали модуля — например, транзисторы с малым запасом мощности. Изображение наиболее распространенных типов защитных варисторов показано на рисунке.
Величина предельного напряжения для каждого варистора обычно напечатана на его корпусе, в среднем это 275 В. Кроме того в электронных модулях ставят защитные вариаторы и в цепях нагрузки: например, в цепи питания ведущего мотора, насоса, ТЭНа, разных клапанов, вентиляторов сушки. Случается, что эти защитные варисторы срабатывают (перегорают) после попадания воды на контакты, которыми подключаются элементы нагрузки. Поэтому при самостоятельном ремонте надо тщательно изучить все разъемы — нет ли на них следов остатков воды или моющего раствора.
Симистор
Их используют для подачи напряжения питания на внешние устройства. Здесь также бывают модели разной мощности. К примеру, обычные симисторы используют для подключения ведущего мотора.
На рисунках ниже показаны симисторы разной мощности, в том числе и в smd-исполнении.
Самые мощные симисторы (используются в подключении цепей ведущего мотора) могут иметь маркировку BTB15, BTB16, BTB24, BT139, MRC419, MAC15, и т.д. Практически они из одного теста.
Работоспособность симисторов определяется «прозвонкой» или с помощью омметра. Между крайними контактами сопротивление колеблется от 100 до примерно 600 Ом. А Сопротивление между средним (корпус) и крайними выводами — бесконечность.
На рисунке мы приводим пример типоразмера
.
Симисторы средней мощности в стиральных машинках применяются для подключения насосов-помп, клапанов подачи воды, электромагнитов «термостоп» и могут иметь маркировку MAL600, PH600, BT134, а элементы меньшей мощности — MAC97A8, MA7R423 и др.
Как прозвонить тиристор мультиметром?
Сразу оговоримся – проверить исправность тиристора можно и без тестера. Например, с помощью лампочки от фонарика и пальчиковой батарейки.
Для этого включаем последовательно источник питания, соответствующий напряжению лампочки, рабочие выводы тиристора, и лампочку.
При подаче управляющего тока (достаточно батарейки АА) – лампочка будет гореть. Значит, управляющая цепь исправна. Затем отсоединяем батарейку, не отключая источник рабочего тока. Если p-n переход исправный, и настроен на определенную величину тока удержания – лампочка продолжает гореть.
Читать также: Медно фосфорный припой для пайки меди
Если под рукой нет подходящей лампы и батарейки, следует знать, как проверить тиристор мультиметром.
- Переключатель тестера устанавливаем в режим «прозвонка». При этом на щупах проводов появится достаточное напряжение для проверки тиристора. Рабочий ток не открывает p-n переход, поэтому сопротивление на выводах будет высоким, ток не протекает. На дисплее мультиметра высвечивается «1». Мы убедились в том, что рабочий p-n переход не пробит;
- Проверяем открытие перехода. Для этого соединяем управляющий вывод с анодом. Тестер дает достаточный ток для открытия перехода, и сопротивление резко уменьшается. На дисплее появляются цифры, отличные от единицы. Тиристор «открыт». Таким образом, мы проверили работоспособность управляющего элемента;
- Размыкаем управляющий контакт. При этом сопротивление снова должно стремиться к бесконечности, то есть на табло мы видим «1».
Принцип работы и признаки поломки модуля управления
Чем обильнее функционал стиралки, тем сложнее устроена электронная плата. Эта деталь отвечает за работу всех узлов, расположенных в корпусе машинки. Отдельные симисторы с помощью проводки отправляют сигналы для начала работы таким узлам:
- нагревателю (ТЭНу);
- термистору;
- насосу;
- УБЛ (устройству блокировки люка);
- электромагнитному клапану;
- датчику Холла;
- электродвигателю;
- реле уровня.
Как видите, вся работа техники зависит от исправности платы. Любая поломка, которая случается в течение эксплуатации, может быть связана либо с конкретной деталью, либо с электросхемой. Точно определить, нужно ли проводить ремонт «мозгов» стиральных машин, может только диагностика. Предположить неисправность можно по косвенным признакам:
- Экран СМА выдает код ошибки либо мигают индикаторы. Расшифровка указывает на блок управления стиралки.
- В машине не активируются установленные программы.
- Техника не включается.
- Вода постоянно заливается и сливается.
- Нерегулированные обороты двигателя.
- Вода перегревается либо остается холодной.
Все эти признаки неоднозначны. Поэтому тестировать приходится как сам узел, так и электронику. Чаще всего модуль ломается по таким причинам:
- Заводской брак (редкий случай). Проявляется довольно быстро, поэтому проблема решается гарантийным ремонтом или заменой.
- Скачки напряжения в сети. Приводят к перегоранию дорожек и отдельных частей.
- Влага. Контакты с влагой заканчиваются окислением поверхности платы.
- Резкое отключение питания СМ во время работы. Также приводит к перепаду напряжения.
Руководство к самостоятельному ремонту
Вызов мастера единственно правильное решение, когда:
- не истек гарантийный срок – при соблюдении правил эксплуатации ремонт будет бесплатным;
- из машины пошел угрожающий дым.
В других случаях, как говорят, есть варианты.
Но всегда первый этап ремонта начинается с отключения неисправной техники от электросети. За небрежность электричество накажет обязательно и сурово. Непременное правило домашнего мастера: не действовать наугад, пользоваться инструкцией.
№1: элементарные сбои в работе машинки
Если дисплей не сообщает об неисправности, отсутствуют протечки, дым, запах гари, то обычно проблему устранить бывает просто:
- Если домашняя прачечная не включается, сначала нужно проверить, достаточно ли плотно вставлена в розетку вилка. Иногда стиральная машина может отключиться из-за скачков напряжения. Необходимо также убедиться, что на пульте управления верно установлен режим работы;
- Когда вода не поступает в бак, рекомендуется вновь нажать кнопку, ответственную за включение и остановку агрегата, убедиться, что дверца закрыта плотно. Порой виной оказывается недостаточный напор в водопроводе, возможно, был просто перекрыт кран, поврежден шланг. Причина может крыться в сбо е как программы, так и системы управления. Устранение происходит повтор ным обращением к кнопк е « Start / Pause »;
- При неработающем сливе сначала нужно проверить фильтр – порой достаточно его только почистить.
А источником устрашающего грохота может оказаться любой предмет (например, монетка), случайно оказавшийся в барабане.
№2: вышел из строя ТЭН
Это достаточно частая поломка, хотя заявленный срок службы ТЭНа 10-15 лет. Однако многочисленные стирки в очень горячей и жесткой воде, постоянные перегрузки бака, н изкосортные моющие средства делают злое дело.
Со временем на устройстве нагрева – ТЭНе формируется своеобразная «шуба» из различных солей. От перегрева он выходит из строя, восстановить его уже невозможно. О неисправности нагревателя говорит холодный люк при включенном режиме стирки и, естественно, не выстиравшееся в холодной воде белье.
Замена испорченной детали происходит довольно просто: производители разместили ТЭН так, что добраться до него легко, открыв заднюю крышку корпуса. Единственное неудобство – машину нужно отсоединить от всех коммуникаций, чтобы повернуть нужной стороной для ремонта.
Нагревательный элемент помещен под шкивом барабана. Отсоединяя и вновь возвращая на место плату проводов, не следует забывать о внимательности.
Инструментов потребуется минимум: достаточно плоской и фигурной отверток, ключа с головкой. Еще для проверки ТЭНа будет необходим мультиметр или тестер. Покупать новый нагреватель разумней всего оригинальный итальянский.
- Отсоединить агрегат от всех коммуникаций.
- О ткру тить болты по периметру крышки.
- Далее под баком нужно найти контакты ТЭН а и при ложить к ним щупы мультиметра . Н орм альное сопротивление – 25-35 Ом, иные показатели свидетельствуют о неисправности.
- Следующая операция: о тсоеди не ние всех проводов, имеющих клеммы, фиксация в памяти их положения.
- Затем откру чивается гайк а на болте, конец которого расположен по центру основания нагревателя.
- Для того, чтобы болт зашел в отверстие, по нему следует а ккуратно стукн уть .
- Выдвинуть на себя основание ТЭНа , подцепив его плоской отверткой.
- Переставить термодатчик с испорченной детали на новый ТЭН .
- Очистить от образовавшегося мусора посадочное место для электронагревателя .
- П остав ить новый ТЭН на предназначенное ему место, з акрепит ь болтом.
Затем остается вернуть в прежнее положение провода, закр ыть заднюю крышку машины и восстановить соединение с коммуникациями.
№3: произошли неполадки со сливом
Тоже достаточно распространенная проблема. Помпа – уязвимое место автоматических стиральных машин. Кроме засора, когда достаточно прочистить шланг и фильтр, может заклинить крыльчатку. Расположен насос стиралки позади сливн ого фильтра, который следует открутить и вынуть.
Л опасти крыльчатки нужно попробовать на вращение. Слишком ле гким оно быть не должно: в нормальном состоянии крыльчатка из-за магнита в катушке п роворачивается с определенными задержками. Порой нитки, волосы, шнурки и другой подобный мусор так обматыва ют крыльчатк у, что даже блокируют ее. Все эти помехи надо удалить.
Случается, что пластиковый корпус оказался деформированным и стал зажимать лопасти. Когда возможность замены отсутствует, лопасти нужно подрезать при помощи ножа не более чем на 2 мм, и стиралкой можно будет еще попользоваться.
Если после этого работа не восстанавливается, значит, поломка более существенная и требует детального осмотра – насос придется разбирать. Машину укладывают на бок, вы кручивают винты, крепящие насос к корпусу, отсоединяют электр опровода и 2 шланга.
Ш ланги при необходимости прочи щают . Тестером проверяют обмотки двигателя, чтобы исключить вероятность обрыва. Обычное значение сопротивления здесь 150-300 Ом.
Не надеясь на память, стоит отметить ориентацию насоса относительно двигател я. Затем двигатель помпы отсоединя ют от корпуса, из статора извлекают ротор. Нередко внутри все оказывается забитым грязью, мешающей вращению ротора. В подобных случаях необходима тщательная промывка.
Подшипник оси ротора смаз ывается литолом, поправляется сальник. Последующая сборка производится с применением герметика, чтобы не возникли протечки.
Если выполнять инструкцию по уходу за стиральной машиной и раз в 6 месяцев чистить сливной шланг, вероятность поломки сливной системы многократно снизится.
№4: у стиралки отказало «сердце»
Мотор у Индезита хорошо сконструирован, надежен и износоустойчив. Однако нет ничего вечного, и в один не очень прекрасный момент “сердце машины” может отказать. П ричиной может стать не только износ механизма, но и чрезмерные перегрузки.
- Сначала у машины снимают внешние панели, обычно верхн юю и заднюю.
- О тсоединяют питающие провода.
- Убирают ремень со шкива.
- О твинчива ют крепления, извлекают мотор.
После диагностики принимают окончательное решение о ремонте или замене двигателя. Обычно склоняются к последнему варианту – восстановить двигател ь сложно, легче полностью заменить. Монтаж нового двигателя производят в обратном порядке.
Стиральная машина сразу начинает отжимать
Может возникнуть ситуация, что в самом начале или середине стирки машина выходит на высокие обороты и начинает отжимать. Подобная неисправность может возникать как постоянно, так и периодично – не при каждом использовании стиральной машины.
В исправной стиральной машинке процесс стирки происходит следующим образом – после загрузки белья в бак набирается вода, которая в зависимости от режима стирки может подогреваться. Белье очищается от загрязнений за счет размеренных вращений барабана во время стирки. Для удаления излишков воды в конце программы стирки барабан выходит на высокие обороты – белье при этом плотно прижимается к его стенкам, и вода уходит через отверстия в барабане. Если вам будет необходим ремонт стиральной машины в Саратове обратитесь в нашу фирму. Причин возникновения такой неисправности может быть несколько.
Неисправный тахогенератор
Перед проведением диагностики стиральную машину необходимо обесточить. Распространенной причиной того, что машина резко набирает скорость, может быть неисправность тахогенератора. Эта деталь предназначена для того, чтобы регулировать характер оборотов двигателя. Для установления причины поломки необходимо отсоединить двигатель от бака (на нем и устанавливается тахогенератор) и тщательно прозвонить цепь питания, начиная от тахогенератора до разъема двигателя. Находится тахогенератор в районе задней стенки двигателя, в небольшом углублении. Также необходимо произвести визуальный осмотр детали на наличие обгоревших или оплавившихся частей.
Внезапно выходить на высокие обороты машинка может из-за повреждения магнита, являющегося одним из составляющих элементов тахогенератора. Магнит одной стороной фиксируется с валом двигателя, и если он в процессе эксплуатации вываливается со своего посадочного места, это приводит к нарушениям в работе стиральной машины. Для устранения неисправности необходимо установить его на место.
В некоторых случаях во время работы весь тахогенератор может отойти от вала двигателя, что влечет за собой потерю контакта. В таком случае для устранения неисправности достаточно будет водворить его на место.
Причиной неисправности тахогенератора может быть также обрыв одного из проводов в цепи либо слабый контакт в разъеме двигателя. Для устранения поломки следует тщательно проверить и уплотнить все возможные контакты, присутствующие на разъеме и прозвонить проводку.
Заменить вышедшую из строя деталь несложно, замену производят при извлеченном двигателе.
Почему тиристор не остался в открытом состоянии?
Дело в том, что мультиметр не вырабатывает величину тока, достаточную для срабатывания тиристора по «току удержания».
Этот элемент мы проверить не сможем. Однако остальные пункты проверки говорят об исправности полупроводникового прибора. Если поменять местами полярность – проверка не пройдет. Таким образом, мы убедимся в отсутствии обратного пробоя.
При помощи мультиметра можно проверить и чувствительность тиристора. В этом случае, мы переводим переключатель тестера в режим омметра. Измерения производятся по раннее описанной методике. Только мы каждый раз меняем чувствительность прибора. Начинаем с предела измерения воль.
Чувствительные тиристоры при отключении управляющего тока сохраняют открытое состояние, что мы и фиксируем на приборе. Увеличиваем предел измерения до «х10». В этом случае ток на щупах тестера уменьшается.
Если при отключении управляющего тока переход не закрывается – продолжаем увеличивать предел измерения до срабатывания тиристора по току удержания.
При проверке деталей из одной партии (или с одинаковыми характеристиками), выбирайте более чувствительные элементы. У таких тиристоров гибче возможности по управлению, соответственно шире область применения.
Освоив принцип проверки тиристора – легко догадаться, как проверить симистор мультиметром.
Выход из строя модуля управления
Если тахогенератор работает исправно, причиной того, что машинка сразу начинает отжимать и выходит на высокие обороты может быть поломка в модуле управления. Очень часто причиной того, что у машинки резко стартует вращение барабана является поломка не целой платы, а конкретной ее детали – симистора. Он предназначен для приема и обработки импульсов, исходящих от тахогенератора и управления напряжением питания мотора. В различных моделях стиральных машин разное расположение электронного модуля. Точную информацию о его местонахождении можно получить в руководстве пользователя к конкретной стиральной машине.
Во многих моделях предусматривается установка на модуль пластиковых защитных кожухов, которые можно разделить на две одинаковые половинки. Для диагностики симистора, модуль необходимо демонтировать. Стоит учитывать, что без надлежащего опыта работы с электроникой, не желательно вмешиваться в работу платы управления стиральной машины.
После того как модуль будет извлечен, нужно проверить на исправность симистор. Так, при диагностике не должны замыкаться (прозваниваться) крайние контакты и центральный. Если показания мультиметра свидетельствуют о поломке, для устранения неисправности нужно будет заменить неисправную деталь. Для замены необходимо отпаять контакты и на его место припаять исправную деталь. Необходимо учитывать при работе, что плата в стиральных машинках обычно двусторонняя. После того как установка детали будет завершена, следует проверить работу стиральной машины.
Тестирование
У каждого радиолюбителя есть свои способы проверить симистор. Для этого можно использовать специальные приборы или подручные материалы. Главное – знать, как проверить правильно прибор на основе принципа его работы.
Способ №1
Самый простой способ – это протестировать симистор омметром. Для этого необходимо катод детали соединить с отрицательным контактом омметра, анод с положительным контактом. А затем закоротить анод с управляющим электродом. На самом омметре необходимо выставить единицу (х1). Если при этом стрелка покажет сопротивление прибора в пределах 15-50 Ом, можно считать, что симистор цел и пригоден для установки в любой радиоприбор.
Но тут есть один важный момент. Если в таком положении с анода убрать все контакты, и показания сопротивления при этом не изменятся, то это подтверждает целостность детали. Если стрелка начнет отклоняться к нулю, то выбросите симистор в мусор.
Способ №2
Конечно, можно придумать большое количество различных приборов, с помощью которых провести проверку симистра будет несложно. Но для этого придется прикладывать усилия и тратить свое время на сборку, хотя для многих это будет в удовольствие. Для примера приводим одну из схем такого тестового устройства, вот она на рисунке снизу.
Схема подключения данного прибора к симистру точно такая же, как и в случае с тестированием при помощи омметра. Но в этом устройстве установлен светодиод (HL1). Так вот при подаче напряжения на симистор через кнопку (ключ) световой источник должен загореться. А это говорит об исправности детали.
Обратите внимание на резисторы. Их сопротивления рассчитывается под номинальное напряжение. Практика показала, что сопротивление в диапазоне 9-12 Ом достаточная величина.