Диагностика стиральной машины автоматического типа СМА “Вятка-Автомат”


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

Кафедра МАБН

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Диагностика БМП»

на тему:
Диагностика стиральной машины автоматического типа
СМА “Вятка-Автомат”.

Выполнил:

ст. гр. МЗ-6

*****@***ru

Проверил:

доцент, к. т.н.

*****@***ru

Уфа-2006

Оглавление


1)Описание стиральной машины автоматического типа «Вятка-

Автомат»…….……………………………………………………………3

2)Разработка структурно-функциональной схемы стиральной машины …..13

3)Разработка функциональной модели для двух неисправностей…………..15

4)Разработка матрицы поиска неисправности для первой неисправности…17

5)Разработка алгоритма поиска неисправностей второй неисправности

методом половинного разбиения………………………………………..19

6)Разработка алгоритма поиска и устранения неисправности

стиральной машины………………………………………………………21


Описание стиральной машины автоматического типа «Вятка-Автомат»

Кишиневский

Предприятие было создано в 1944 году, и сегодня оно имеет богатейшую историю. Изначально на заводе производилась мелкая кухонная посуда. Позднее здесь стали разрабатывать серьезную электротехнику.

Производство стиралки «Нистра» было налажено в 1960-м. Здесь же собирали стиралку AURICA, которая первой в Советском Союзе получила знак качества.

По мере роста предприятия расширялся и ассортимент выпускаемой продукции. И если сначала выпускались полуавтоматические стиральные агрегаты, то затем цикл был перенастроен на полностью автоматические машины. Также удалось наладить и выпуск другой продукции, среди которой мойки, газовые плиты, кухонные блоки, поилки для телят и пр.

Сегодня Кишиневский также функционирует.

Здесь налажены процессы литья и прессовки пластмасс. Кроме того, предприятие производит цинкование, хромирование, порошковую покраску и другие операции.

Рис1.Конструкция стиральной машины ”Вятка-Автомат”

1 – дозатор моющих средств 2 – опора
3 – пружина подвески бака 4 – шланг
5 – электромагнитный клапан 6 – стиральный бак
7 – шкив 8 – заливной шланг
9 – датчик термостата 10 – электронагреватель
11 – электродвигатель 12 – сливной шланг
13 – трубка датчика уровня 14 – пластина амортизатора
15 – конденсатор 16 – пружина амортизатора
17 – фрикционный диск 18 – электронасос
19 – фильтр 20 – дренажная трубка
21 –датчик уровня 22 – противовес
23 – командоаппарат 24 – индикаторная лампа
25 – переключатель программ 26 – ручка командоаппарата
27 – передняя стенка корпуса 28 – корпус машины
29 – крышка люка 30 – крышка корпуса
31 – ящик дозатора 32 – заливной шланг
33 – электромагнитный клапан

Машина работает от сети холодного и горячего водоснабжения, предназначена для стирки, полоскания и отжима изделий из всех видов тканей. Она имеет фронтальную загрузку белья. Машина обеспечивает выбор режимов стирки с набором определенной программы с применением малопенящихся синтетических моющих средств. Программы набирают


ручкой управления командоаппарата и специальными выключателям, расположенными на передней панели корпуса машины. Машина защищена от перелива воды и оборудована гидравлическим фильтром, обеспечивающим задержку инородных тел.

Соединение крышки фильтра с корпусом герметично и выдерживает давление 9,4 кПа. Конструкция машины обеспечивает полный слив жидкости из бака: допустимый остаток жидкости в гидросистеме не более 500 мл.

Регулирование программ и температуры моющих растворов при стирке, полоскании и отжиме изделий производится автоматически. Вручную только загружают изделия и моющие средства, набирают необходимую программу, отключают машину и выгружают чистое белье.

Металлический корпус машины 28 выполнен из листовой стали, покрытой белой краской. Корпус состоит из штампованных деталей, соединенных заклепками и сваркой. Сверху корпус закрывается металлической крышкой 30, окрашенной в белый цвет и прикрепляемой винтами-саморезами. Внутри корпуса установлен стиральный бак 6 с укрепленным на нем двухскоростным электродвигателем 11 привода стирального бака. В верхней части корпуса расположены: блок подключения к сети водопровда, состоящей из двух электромагнитных клапанов 5 и 33, соединенный шлангами 4 с дозатором 1 моющих средств, предусматривающих возможность автоматического ввода в машину моющих, подсинивающих и подкрахмаливающих средств; конденсатор 15 для электродвигателя; датчик 21 уровня жидкости, соединенный с нижней частью бака шлангом 13. На верхней части передней стенки 27 корпуса установлен кнопочный переключатель 25, служащий для выбора экономичного режима стирки и отжима; справа от выключателя находятся командоаппарат 23 и неоновая лампа 24, сигнализирующая о работе электродвигаБлок управления закрывается пластмассовой панелью, на которую выведены ручки 26 командоаппарата и переключатель 25; здесь же (слева) находится ящик 31 дозатора моющих средств и панель с надписями программ, расположенная под ручкой ящика дозатора.

Стиральный бак 6 выполнен из углеродистой стали с последующим горячим эмалированием. Верхней частью стиральный бак подвешен к корпусу машины на двух цилиндрических пружинах 3. Пружины крепятся к верхней части корпуса через опоры 2. К нижней части стирального бака с двух сторон приварены металлический рессоры: на стиральном баке укреплены противовесы 22 из бетона. Внутри стирального бака встроены трубчатый электронагреваи датчик температуры 9. В стиральном баке установлен перфорированный стиральный барабан с тремя ребрами. Ось стирального барабана через уплотнения в литой опоре, присоединенной к задней стенке стирального бака, выведена за пределы последнего. На ось надет шкив 7, соединенный клиновым ремнем со шкивом на валу электродвигателя. В передней стенке стирального бака находится загрузочное отверстие, соединенное с загрузочным люком с помощью

неподвижной резиновой манжеты специального профиля. В этой части машины установлены сливной электронасос 18 и съемный фильтр 19, крышка которого выведена на нижнюю часть передней панели корпуса. Машина снабжена съемным шлангом 8 залива воды и сливным шлангом 12. Наличие прямоугольного закрываемого крышкой отверстия в задней части машины и возможность снятия верхней крышки обеспечивают удобный доступ к элементам конструкции и приборам машины, что имеет большое значение при ее ремонте.

Срок службы и качество сборки

Благодаря массовому производству (сборке) СМА на территории РФ, цены на стиралки неудержимо поползли вниз — они стали доступны населению. По статистике, в каждой четвертой семье установлена стиральная машинка-автомат. Если верить сервисным центрам, то именно стиралки, собранные на российской территории, весьма ненадежные. Вот их антирейтинг, чаще других ломаются:

  • Indesit;
  • Bosch;
  • Beko;
  • Vestel;
  • Candy.

Рейтинг бесперебойной работы:

  • из китайской комплектации — 2 года;
  • из итальянской, немецкой, корейской — около 5 лет.

Для сравнения — срок службы оригинальных моделей, собранных в странах, которым принадлежат торговые марки:

  • корейские — 8 лет;
  • немецкие — 10–16 лет;
  • шведские и австрийские — 14–20 лет.

Как видим, разница в сроке службы — многократная. Покупая СМА российской сборки, вы должны знать: он прослужит в 3–4 раза меньше, чем аналог, сделанный в стране-производителе. Главное преимущество машинок из России — более низкая стоимость. Важно знать, что корейские, немецкие и другие модели известных брендов собираются также в Словении, Польше, Китае и других странах. Они менее качественны, чем оригиналы, но все же лучше, чем аппараты, собранные на заводах России.

Датчик-реле уровня РУ-3СМ

Датчик-реле уровня РУ-3СМ служит для контроля заданного уровня залива воды в бак стиральной машины. Датчик-реле уровня настраивают на срабатывание при давлении, Па: 1765 – при повышении уровня воды; 588 – при понижении уровня воды. Рабочий диапазон – при повышении уровня от 755 до 2450 Па, зона нечувствительности – не менее 490 Па. Электрическая нагрузка на контакты переключающего устройства реле уровня не более 16 А при напряжении не более 250 В переменного тока, частоте 50 Гц и коэффициенте мощности не менее 0,8.

Все основные детали реле уровня закреплены на корпусе (рис. 2). Между корпусом 2 и крышкой помещена мембрана, которая служит чувствительным элементом и разделяет реле уровня на две полости. Одна полость является герметичной и соединяется через штуцер 3 с контролируемым уровнем воды. Во второй полости размещены переключатели. С мембраной соединен жесткий центр с толкателями, которые через упоры 7 передают усилие на переключающие плоские пружины и на пружины настройки 9. С противоположной стороны пружины 9 упираются в регулировочные винты 8. Мгновенный переброс контактов осуществляется за счет опрокидывающих пружин.

Рис. 2 Принципиальная схема реле уровня.

1 — заклепка, 2 — корпус, 3 — штуцер, 4 — мембрана, 5 — крышка, 6 — центр с толкателями, 7 — упор, 8 — винт регулировочный, 9 — пружина

Неподвижные контакты крепятся к корпусу 2 заклепками 1. Регулировка срабатывания и зоны нечувствительности, а также зазоров между контактами осуществляется специальными винтами. Настройка на необходимые уровни

срабатывания производится за счет изменения сжатия пружины настройки винтами 8.


В реле уровня на переключающих пластинах встроен дополнительный защитный контакт. Крышка 5 мембраны 4 крепится к корпусу 2 завальцовкой краев крышки на буртик корпуса. Для исключения влияния пульсаций контролируемого уровня на срабатывание в штуцере 3 выполнено калиброванное отверстие для дросселирования воздуха.

Принцип работы реле уровня воды (его называют также прессостатом) основан на преобразовании давления, создаваемого столбом жидкости и действующего на мембрану, в перемещение подвижных контактов и переключение контактных устройств реле уровня. При повышении давления и достижении верхнего заданного значения уровня воды мембрана через толкатели переключает контакты. При понижении давления на величину зоны нечувствительности происходит обратное переключение контактов. Мгновенный переброс контактов осуществляется за счет переключающих плоских пружин.

В зависимости от конструкции реле может быть настроено на несколько уровней. На рис. 3 показано три состояния так называемого двухуровневого реле.

Рис. 3 Принципиальная схема реле уровня.

а) оба контакта (А и В) разомкнуты;

б) уровень I: контакт А замкнут, контакт В разомкнут;

в) уровень I: контакты А и В замкнуты.

При коммутации токов до 16 А и напряжения 220 В возможно сваривание контактов в момент слива воды. В этом случае для предотвращения перегорания ТЭНа в реле уровня встроен дополнительный контакт, коммутирующий ток в 0,1 А при напряжении 220 В и надежно замыкающийся при сливе воды из бака ниже заданной точки по уровню. Через защитный контакт включается цепь питания электрического вентиля на открытие аварийной подачи воды в бак стиральной машины,


что предохраняет ТЭН от перегорания, а в случае повышения температуры воды в баке до 60 С и выше цепь питания ТЭНа обесточивается с помощью реле защиты по температуре.

Что производят и собирают в России?

В РФ есть масса предприятий, представляющих итальянские, немецкие, корейские и другие иностранные бренды. Здесь собирают СМА следующих торговых марок:

  • «Аристон» и «Индезит» (Италия) — их делают на липецком заводе;
  • LG и «Самсунг» (Корея) — их собирают соответственно в Московской и Калужской областях.
  • «Вестел» и «Беко» (Турция) — сборка производится в Киржаче и Александрове (Владимирская обл.)
  • «Сименс» и «Бош» (Германия) — на предприятиях Санкт-Петербурга.
  • «Канди» (Италия) — на .
  • «Атлант» (Белоруссия) — собираются в Москве.
  • «Rolsen» (Южная Корея).
  • «Океан». Если вас интересует стиральная машина российского производства — берите продукцию . Он расположен на Дальнем Востоке (Приморский край, г. Уссурийск). «Океан» выпускает СМА с обоими вариантами загрузки — вертикальной и фронтальной.
  • . Большинство аппаратов российского производства — активаторные. Их берут для дач. Они компактны, мобильны, недороги. Пример подобной техники — полуавтомат «Сибирь». Их производят в г. Омске.
  • Evgo. Место дислокации мощностей — г. Хабаровск. Начинка в машинках — китайская.

Командоаппарат

Последовательность и продолжительность выполнения заданных операций обработки белья осуществляется с помощью командоаппарата, имеющего систему контактов, переключение которых позволяет управлять работой элементов сложной электрической цепи стиральной машины.

Командоаппарат (иначе называемый таймером или программатором) является основным механизмом системы управления, который координирует работу всех исполнительных органов стиральной машины путем замыкания и размыкания контактов электрической цепи через заданные промежутки времени.

Командоаппарат кулачкового типа (рис. 4) состоит из шагового электродвигателя, набора кулачков и контактов, которые замыкаются или размыкаются при повороте кулачков. С помощью рукоятки, которая выведена на панель управления машины, производится установка исходного положения кулачков в соответствии с выбранной программой.

Кулачки командоаппарата делятся на две группы:

-рабочие (основные)кулачки;

-вспомогательные кулачки (их называют также скоростными или реверсивными).

Рабочие кулачки управляют электродвигателем стиральной машины, сливным насосом, входным электроклапаном и ТЭНом. Вспомогательные кулачки управляют изменением направления вращения барабана во время стирки, а также специальными программами стирки и отжима (деликатными режимами).

Рис. 4 Командоаппарат кулачкового типа:

1 — кулачки, 2 — электродвигатель, 3 — контакты, 4 — диск программ, 5 — рукоятка выбора программ

Группа рабочих (основных) кулачков проводится в движение электродвигателем командоаппарата. Кулачки совершают дискретные повороты (шаги), причем полный оборот кулачка на 360° обычно насчитывает 60 шагов. В зависимости от конструкции командоаппарата время полного оборота может составлять 90, 120 или даже 300 мин.

Рабочий кулачок сконструирован таким образом, что управляемый им контакт может находиться в двух или трех положениях. Двум положениям соответствуют состояния «замкнуто» или «разомкнуто». Трем положениям соответствуют состояния:

-замыкание контакта между общим вводом и выводом А;

-размыкание контура;

-замыкание контакта между общим вводом и выводом В.

Время нахождения контактов в том или ином положении определяется профилем кулачка. График, отражающий состояние контактов на каждом шаге выполнения программы, называется циклограммой командоаппарата (рис. 5 ).

Для выполнения некоторых специальных операций командоаппарат может быть снабжен системой остановки продвижения кулачков. Такая блокировка может сохраняться до выполнения стиральной машиной некоторых функций. Программа стирки продолжается после того, как эти функции выполнены.

Например, устройство «Термостоп» применяется, чтобы воспрепятствовать продвижению кулачков командоаппарата, пока вода в баке не достигнет нужной температуры. Оно блокирует рабочие кулачки по отношению к главной оси командоаппарата, оставляя в работе только вспомогательные кулачки.

Рис. 5 Состояния контактов на различных шагах выполнения программы (циклограмма командоаппарата)

Другая операция блокировки — «Гидростоп» (иногда его называют также «Остановка после полоскания» или «Остановка перед отжимом») состоит в остановке машины с бельем и частично заполненным водой баком после бережного полоскания при стирке деликатных тканей. Для этого прерывается подача питания на электродвигатель командоаппарата. Работа машины приостанавливается до тех пор, пока пользователь вручную не передвинет командоаппарат на один шаг.

В командоаппарат может быть встроен и главный выключатель машины; в этом случае ее можно включать и выключать с помощью рукоятки выбора программ, перемещая ее вдоль оси командоаппарата (выдвигая на себя или утапливая). Воздействие на главные контакты L и N цепи питания стиральной машины происходит с помощью диска, объединенного с рукояткой (рис. 6 ).

Рис. 6 Замыкание контактов главного выключателя стиральной машины при выдвижении рукоятки выбора программ

Какие особенности?

СМА, выпускаемые и собираемые в РФ, рассчитаны на наших покупателей. А их волнуют следующие нюансы:

  • Загрузка — фронтальная. По статистике именно такой вариант предпочитают наши соотечественники. Возможно, их привлекает дизайн: «вертикальные» модели слишком напоминают им обычные активаторные версии.
  • Компактность — габариты должны быть разумными. Многие потребители стеснены в площади, поэтому предпочитают малогабаритные версии.
  • Вместительность барабана — побольше, чтобы можно было устроить большую стирку и за раз перестирать все вещи.

В Европе сегодня предпочитают вертикальную загрузку, но поскольку россияне выбирают боковой вариант, большинство евробрендов акцентируют внимание на производстве «фронтальных» моделей. Только «Аристон» предлагает несколько «вертикальных» модификаций.

Габариты моделей также соответствуют запросам россиян. Бренды предлагают такие варианты:

  • С уменьшенной глубиной — 50–55 см.
  • Узкие — 39–49 см.
  • Суперузкие — 33–36 см.

Имеются и полноразмерные версии. Их производят только , LG, «Канди», «Аристон».

Установка

К любой из вышеперечисленных моделей Вятки Катюши прилагается подробная инструкция по эксплуатации. Она написана в доступной форме и сопровождается рядом наглядных схем. Для того чтобы техника функционировала правильно, ее необходимо освободить от промышленной упаковки и фиксирующих болтов.
Вятка автомат

Стиральная машина-автомат Вятка Катюша требовательна к месту расположения. Оно должно удовлетворять следующим характеристикам:

  • По периметру обязательно соблюдать расстояние от прибора до стен в размере от 1,5 см.
  • Снизу важно отрегулировать ножки так, чтобы зазор между стиральной машиной и полом был не меньше 1 см.
  • Важно выровнять прибор по уровню, гарантируя минимальный угол наклона. В идеальном варианте Вятка Катюша автомат должна стоять строго горизонтально, что поможет избежать частых ремонтов изношенных частей.
  • Рядом необходимо наличие коммуникаций, откуда прибор набирает воду, канализационного отвода для слива отработанной жидкости и розетки с заземлением. Если в жилом помещении старая проводка, для подобной бытовой техники рекомендуют ее поменять или сделать еще одно ответвление из современных материалов.

Производитель рекомендует ставить стиральную машину на голый пол или антивибрационный коврик. Использование ковровых покрытий с ворсом категорически запрещено.

После приобретения техники и транспортировке к себе домой можно заняться ее установкой. Распаковывать стиралку следует аккуратно, коробку рвать не стоит. После того как вы освободили агрегат от упаковки, следует снять с нее транспортировочные элементы. Их схематическое расположение и инструкцию по удалению вы найдете на изображении ниже. Наличие элементов для транспортировки обязательно. Они крепят барабан, благодаря чему во время перевозки он не крутится.

Транспортировочные болты не выкидывайте, их следует сохранить. Например, на случай вашего переезда.

Подготовка места

Вы распаковали машинку, и вашим следующим шагом является перенос на отведенное ей место. Это будет постоянное место, где стиралка будет выполнять свои обязанности. Выбирая такое место нужно соблюсти несколько условий:

  • Пол под машинкой обязательно должен быть крепкий и ровный.
  • Убрать ковровые дорожки, можно постелить под машинку только специальный коврик.
  • Для обслуживания обязательно наличие рядом канализации, водопровода и электрической розетки.
  • Размещать стиральный агрегат нужно так, чтобы оставался зазор в полтора сантиметров от корпуса. Расстояние от пола до дна машинки должно быть около 1 см.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: Кровати с балдахином 77 фото белые и черные модели для взрослых и девочек идеи в интерьере делаем своими руками пошагово варианты крепления

Регулировка

После того, как место выбрано и подготовлено согласно правилам, можно устанавливать стиралку. Она должна быть выровнена. Максимальный угол наклона агрегата относительно уровня — 2 градуса. У стиральной машинки также имеются ножки. Подкручивая их можно отрегулировать угол наклона. Открутив контргайки можно менять высоту ножек.

Подключение

Дальнейшим шагом является подключение стиралки. Сначала делают связь с водопроводом и канализацией. Только затем можно включить машинку в сеть. Для нашей модели нужна электрическая розетка с заземлением. Она должна быть защищена автоматом. Розетка подпитывается от медного или алюминиевого проводов. Желательно вызвать электрика. Если розетка готова, то вставляем шнур в нее.

Куда можно применить электродвигатель

Мастера придумали десятки вариантов использования мотора от старой стиральной машины. Но у всех один и тот же концепт — за счет крутящего момента двигателя запускать работу дополнительных механизмов. Самыми популярными самоделками считаются следующие варианты.

    Точильный станок. Для этого мотор прочно закрепляют на твердом основании и соединяют точильный круг с валом. Остается только подключить двигатель стиральной машины к сети и можно начинать затачивать ножи, топоры, ножницы.

  • Бетономешалка. От старой техники берется не только эл. двигатель, но и барабан. После небольшой доработки получится отличный строительный инструмент, который сэкономит много денег и времени. Некоторые мастера могут сделать даже глубинный вибратор.

  • Мельница или дробилка (корморезка). Такая самоделка подойдет людям, живущим в сельской местности и разводящим живность.

  • Вибростол. Подключение электромотора к столешнице подарит недорогой инструмент для изготовления тротуарной плитки или шлакоблоков.

  • Но перед началом разборки своей стиральной машины следует узнать разновидность имеющегося электромотора. Это позволит определиться со сферой его применения и способом запуска от электросети.

Правила подключения

Когда определен вид электродвигателя, установленного на старой стиралке, можно приступать к подключению.

Рекомендации

Совет! Если планируется использование мощного современного двигателя, следует помнить о таких моментах: для их работы не нужны конденсаторы, так же не потребуется пусковая обмотка.

Перед тем, как подключать устройство более чем с 3 выводами к сети, нужно разобраться с цветами проводов, выходящих из раздаточной коробки:

  • часто белая обмотка означает, что эти провода относятся к тахогенератору, в будущем они не пригодятся;
  • коричневый и красный соединяются с обмоткой статора и ротором;
  • серый и зеленый провод относятся к графитовым щеткам.

Хотя эта рекомендация относится к большинству моделей, но выпускаются экземпляры, где цвета могут отличаться. Чтобы быть уверенным в выборе, нужно с помощью тестера и мультиметра прозвонить все пары. Те, что идут к тахогенератору, отличаются сопротивлением 60—70 Ом.

Важно! После соединения всех проводов современного двигателя с 6 выводами можно проверить работоспособность устройства, подключив к автомобильному аккумулятору. При подаче напряжения через пусковое реле он сразу (без разгона) начнет вращаться. Если проверка подтвердила действенность схемы, можно подключить мотор к 220-вольтной сети, предварительно прочно закрепив двигатель.

Схема

В старых двигателях 5 проводов — один идет на заземление. Остальные легко разбить на пары, просто прозвонив их. Теперь важно определить, какая пара относится к пуску, а какая рабочая. Обычно на пусковых сопротивление выше, и именно их нужно подключать через конденсатор к кнопке «SB». Чтобы не сгорел двигатель, кнопка должна быть без фиксатора, с этой целью можно использовать дверной звонок. Иногда в таких моторах на выходе три провода, это означает, что две обмотки были соединены еще на заводе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]