Неисправность двигателя — проблема, требующая немедленной реакции. Ведь мотор — это «сила» бытового прибора, « стержень» без которого невозможно запустить процесс стирки.
Владея элементарными знаниями внутреннего устройства стиральной машины, четко соблюдая прописанный алгоритм действий можно самостоятельно устранить проблему неработающего двигателя.
В противном случае придется воспользоваться услугами профессиональных мастеров. Как произвести ремонт двигателя стиральной машины Бош, расскажем далее.
Устройство мотора стиралки Bosch
Большинство моделей стиральных машин Bosch оснащены компактными, но достаточно мощными моторами коллекторного типа.
Коллекторный двигатель состоит из нескольких частей: корпуса (внутри размешены ротор, статор и обмотка), электрощеток (закреплены на корпусе мотора) и тахогенератора (датчик скорости вращения).
Работает коллекторный двигатель, как от переменного, так и от постоянного тока. Щетки передают ток на ротор, в кольце обмотки образуется магнитное поле, запускающее вращение вала (в зависимости от напряжения в сети, скорость вращения может меняться). Через ремень привода, натянутого на колесо шкива, вал заставляет вращаться барабан.
С 2000-х годов модельный рад стиральных машин Bosch пополнился бытовыми приборами, оснащенными инновационным инверторным двигателем. Это компактная конструкция, состоящая из магнитного ротора и обоймы с катушками (статора).
В отличие от мотора коллекторного типа, инверторный мотор закреплен непосредственно на барабане стиральной машины, вместо графитовых щеток на обмотку ток подает инвертор.
Именно отсутствие графитовых щеток и ремня привода обеспечивает максимально длительный период эксплуатации инверторного двигателя без ремонта.
Определить тип мотора, не разбирая стиральную машину, можно по параметрам частоты вращения и мощности (данные указаны в паспорте бытового прибора). Мощность 300-800 Вт, число оборотов максимумом 15000 об/мин свидетельствуют о том, что стиралка оснащена мотором коллекторного типа. Частота оборотов 16000-20000 об/мин, мощность 400-800 Вт указывают на то, что на стиральную машину установлен двигатель инверторного типа.
Устранение неисправностей
Чаще всего коллекторный мотор в стиральной машине перестает работать, потому что стираются щетки. Реже это происходит из-за неисправной обмотки или износа ламелей.
Чтобы выявить неисправность, необходимо запустить двигатель. Для этого нужно выполнить последовательное соединение обмоток статора и ротора, а затем через свободные разъемы подать переменный ток мощностью 220 Вольт. Мотор начнет вращаться.
Если стиральной машине много лет, щетки будут практически стерты, а при работе мотора будет заметно сильное искрение. Целые щетки длинные, не имеют внешних дефектов. В противном случае необходимо снять щетки с двигателя и заменить. Новые детали следует приобретать только оригинальные, это значительно увеличит срок работы стиральной машины.
Сильные шумы, нагрев мотора, неполная мощность работы свидетельствуют о неисправной обмотке. Чтобы убедиться в этом, нужно взять мультиметр, выбрать режим омметра и замерить сопротивление на соседних ламелях. Разница должна быть не более 0,5 Ом. В противном случае пользователь увидит короткое замыкание между витками. Таким же способом нужно проверить работу статора. Далее нужно диагностировать замыкание обмоток на корпус статора или ротора. Если детали мотора исправны, значения сопротивления будут очень высокими.
Чтобы убедиться в износе ламелей, нужно вытащить ротор из мотора и осмотреть коллектор. О неисправности сообщит отслаивание ламелей, появившиеся заусенцы, обрыв подводящего контакта. Все это приводит к искрению щеток. Обычно ламели перегреваются и отслаиваются, если ротор оказывается заклиненным или происходит межвитковое короткое замыкание.
Еще одна популярная неисправность машины – это оборванный или соскочивший ремень. В тех случаях, если такая проблема проявляется часто, это может свидетельствовать о неисправном шкиве. Его потребуется заменить. Нужно разобрать стиральную машину, убрать ремень, выкрутить крепеж, снять шкив с двигателя и заменить его на новый.
Как заменить?
Процесс замены (ремонта) неисправного мотора стиральной машины Bosch состоит из нескольких этапов:
- подготовка,
- демонтаж,
- диагностика неисправного узла, по результатам которой проводят ремонт или подключают новый двигатель.
Подготовка
Прежде чем приступить к ремонтным работам, стиральную машину обязательно отключают от сети электричества (безопасность прежде всего), систем коммуникаций дома (водопровода и канализации). Обесточенный бытовой прибор отодвигают подальше от стен, обеспечивая свободный доступ к любой стороне корпуса стиралки.
Чтобы ничего не отвлекало от процесса ремонта двигателя необходимо заранее позаботиться о необходимом наборе инструментов: отверток (крестовая и плоская), ключей (в.т. ключ типа «звездочка»), пассатижей, молотка и кусачек.
Снятие узла
Чтобы демонтировать двигатель стиральной машины Bosch, необходимо провести ряд последовательных действий:
Выкрутить крепеж, удерживающий заднюю стенку, снять панель с корпуса.- Прокручивая колесо шкива, аккуратно снять ремень привода.
- Найти под баком двигатель.
- Отсоединить от мотора клеммы с проводкой.
- Используя накидной ключ выкрутить два болта, удерживающие мотор.
- Аккуратно раскачивая мотор руками, вынуть его из корпуса стиральной машины.
Во избежание ошибок обратного подключение и сборки, все действия по демонтажу необходимо фиксировать на фото или видео.
Диагностика
Двигатель размещают на ровной, хорошо освещенной поверхности, после чего можно приступать к процедуре диагностики.
Первое что необходимо сделать — перекинуть провод обмотки с ротора на статор, после чего подать напряжение. Если движения вала нет — мотор требует замены, движение есть — двигатель можно отремонтировать.
Второй этап — проверка угольных щеток. Именно эти небольшие элементы, расположенные по бокам корпуса обеспечивают передачу электрической энергии на обмотку ротора силового агрегата. Со временем щетки истираются и как результат, недополучая необходимую энергию, мотор перестает вращаться.
Определить длину щетки можно следующим образом:
- отсоединить от футляра щетки провод;
- сдвинуть контакт;
- растянуть пружину;
- вытащить щетку.
Минимально допустимая длина угольной щетки составляет 1,5-2 см. Больший износ — повод к замене стертого элемента.
Третий этап — диагностика ламелей (металлические пластины передающие электричество ротору). Ламели фиксируются на валу двигателя. В процессе эксплуатации стиральной машины, ламели начинают отслаиваться, блокируя тем сама процесс передачи электричества. Малейшее отслаивание ламелей — сигнал к замене мотора.
Четвертый этап — тестирование обмотки. Для этого мультиметр переводим в режим «Сопротивление» и, прикладывая щупы на вал двигателя, анализируем результат. Сопротивление менее 20Ом — сигнал о коротком замыкании, более 200 Ом — произошел обрыв обмотки. Обрыв или короткое замыкание — прямое показание к замене мотора стиральной машины.
Ремонт-перемотка электромотора стиралки Bosch — в видео:
Как снять и заменить двигатель на стиральной машине активаторного типа
В устройствах активаторного типа (стиральная машина Малютка, некоторые компактные стиральные машины с вертикальной загрузкой) на валу мотора располагается активатор для создания движения воды.
Чтобы снять двигатель в таких устройствах, нужно:
- Вытащить пробку из корпуса, за которым спрятан мотор.
- Совместить отверстие в крыльчатке и выемку в роторе, вручную поворачивая активатор.
- Застопорить отверткой ротор, просунув ее в отверстие.
- Отсоединить и снять активатор (если стиральная машина выпущена до 1985 года – повернуть деталь по часовой стрелке, иначе – против).
- Вытащить приводной механизм, затем снять мотор.
Как отремонтировать?
Отремонтировать двигатель своими руками можно, при условии, что неполадка не спровоцирована коротким замыканием, обрывом обмотки или отслоением ламелей. Чаще всего восстановление работоспособности мотора происходит путем замены угольных щеток.
Алгоритм действий:
- Выкрутить крепежные элементы, удерживающие щетки.
- Посадочное место зачистить от пыли и грязи.
- На подготовленное место смонтировать новые элементы.
Щетки на стиральной машине меняют только парой. Новые элементы подбирают по серийному номеру двигателя.
Проточка ламелей самостоятельно
Произошло отслоение ламелей? Тогда нужно оценить масштабы бедствия. Если ламель отслоилась буквально на 0,5 мм, поможет обыкновенная проточка на токарном станке– зажимаем ротор и аккуратно выравниваем толщину ламелей. После этого аккуратно очищаем промежутки между ламелями, в них не должно остаться следов металлической стружки.
В качестве результата мы получаем ровную поверхность из множества ламелей, с хорошо прочищенными промежутками – для того чтобы убедиться в этом, проверяем сопротивление между ламелями омметром. Если омметр показывает короткое замыкание, то промежутки между ламелями нужно прочистить более тщательно.
Кстати, проточка ламелей не всегда даёт положительные результаты, так как чаще всего мы устраняем следствие, а не причину. Следует помнить и о том, что вернуть ламели к заводскому виду практически невозможно, поэтому проточка не является панацеей. Если же ламель отслоилась полностью или оторвалась, следует отправить двигатель в мусорный бак – сделать здесь в домашних условиях ничего нельзя.
Не отчаивайтесь, если двигатель не удалось отремонтировать, ведь с помощью него можно сделать различные самоделки из стиральной машины, например, точильный станок.
Подключение новой детали
Установить новый мотор своими руками не составит особого труда, если четко придерживаться определенной последовательности действий:
Точно подобранный по мощности, форме крепления и другим техническим параметрам двигатель вставляем втулками в посадочные места, фиксируем корпус крепежными элементами.- Подключаем проводку силового узла (на помощь придут сделанные ранее фото или видео пометки).
- Прокручивая колесо шкива, аккуратно натягиваем ремень привода.
- Устанавливаем на прежнее место заднюю панель, фиксируем ее крепежными болтами.
После того как корпус стиральной машины собран, прибор подключают к коммуникациям, вставляют вилку сетевого шнура в розетку, запускают тестовую стирку.
Пошаговая инструкция по замене коллекторного двигателя
- Мотор может крепиться как у задней, так и у передней стенки в зависимости от производителя. У моделей Indesit, Ariston, Candy, Zanussi, Electrolux нужно отвинтить заднюю панель. У Bosch, Siemens, Samsung, LG, Beko — переднюю, вместе с крышкой и модулем управления.
- Двигатель легко найти под баком для белья. Затем нужно снять ремень, отключить все провода и клеммы, открутить крепежные винты ключом на 13. Тут придется повозиться — за время работы винты прикипают, и их нужно подковырнуть отверткой. Перед отключением проводов их лучше сфотографировать, чтобы затем не перепутать при подключении. Крепления у разных моделей могут незначительно отличаться.
- Итак, нужно вытащить мотор, отремонтировать или заменить на новый, а затем возвратить все на свои места в обратном порядке: сначала прикрутить винты, далее провода, заземление, ремень. Закрыть крышку, стенки и панель управления. Установку нужно проводить аккуратно и внимательно. Ошибка приведет к тому, что даже новый двигатель и шкив барабана выйдут из строя раньше положенного времени.
Где купить и по какой цене?
Качество функционирования стиральной машины после ремонта напрямую зависит от того, какой именно мотор будет установлен. Чтобы не ошибиться с выбором, перед походом в магазин необходимо выяснить следующие данные:
- серийный номер мотора,
- название,
- модель,
- номер и год выпуска стиральной машины.
Нужную информацию можно подсмотреть на специальной табличке (расположена на задней стенке корпуса стиралки) или в паспорте бытового прибора.
Покупать мотор на стиральную машину лучше в магазинах, специализирующихся на запчастях к бытовой технике Bosch. Также не лишним будет заранее изучить отзывы о выбранном продавце (магазине).
Такой подход минимизирует риски покупки подделок, низкокачественных двигателей. Цена на мотор стиралки Bosch варьируется в пределах 2000-4500 руб.
Вскрываем двигатель
Рассмотрим, как вскрыть и разобрать мотор стиральной машины на примере электродвигателя Самсунг. Практически все современные модели популярных производителей имеют аналогичное устройство, поэтому двигатели от других машинок будут разбираться похожим образом. Для демонтажа необходимо развернуть движок к себе шкивом.
- В первую очередь необходимо отсоединить коллектор ротора, то есть фактически переднюю начинку мотора от алюминиевого корпуса и статора, которые скреплены между собой специальными клепками. В рассматриваемом двигателе их 8: по 4 с каждой стороны, по 2 снизу и по 2 сверху, но количество может варьироваться. Чтобы высверлить заклепки можно воспользоваться обычной дрелью и сверлом на 8 мм.
- После извлечения заклепок берем отвертку, нож, ножницы или любой другой острый предмет, поддеваем зазор между корпусом и содержимым мотора со стороны шкива и отделяем одно от другого.
- Далее просто потяните за якорь (с обратной от шкива стороны) и отсоедините его от остатков корпуса.
- Теперь нужно отделить статор мотора от задней стенки корпуса, поддев зубилом или отверткой.
- После извлечения статора осмотрим его обмотку. Чаще всего она состоит из 4 проводов, два из которых одинакового цвета и идут на защиту статора. Они ведут к блок-размыкателю, который тоже можно снять. Для этого два провода нужно перекусить, а затем осторожно вынуть блок из пазов. Если планируется впоследствии восстанавливать работоспособность двигателя, провода трогать не нужно и снимать блок тоже, осмотр при необходимости проводится чисто визуально.
Внимание! Проволоку со статора, если она цела и не сгорела, помимо сдачи на медь можно использовать для намотки трансформаторов, так как она легко снимается, а лак при этом не повреждается.
Теперь вернемся к роторной части двигателя. Она состоит из подшипников, магнитных колец, коллектора, якоря, компенсационного кольца и колесика шкива. Кое-что из этого также может пригодиться в домашнем хозяйстве, если электродвигатель отслужил свое.
Например, подшипники можно использовать для вставки в колеса дачной тележки. Как правило, пешком человек не развивает высокую скорость, поэтому подшипниковые кольца без проблем выдержат такое давление. Для этого достаточно извлечь подшипники из устройства двигателя специальным съемником, смазать и вставить в колеса тележки.
Коллекторно-якорное соединение труднее применить где-то вне стиральной машины, но оно содержит огромное количество медной проволоки, которую размотать уже намного труднее, поэтому ее смело можно отдавать на металлолом. Как правило, ремонт электродвигателя не включает в себя такой подетальный разбор. Достаточно лишь разобрать корпус, а затем действовать уже исходя из обнаруженной проблемы.
Источник
Вызов мастера
Отсутствие желания, времени, опыта или знаний связанный с ремонтом или заменой двигателя стиральных машин Bosch — повод воспользоваться услугами специалистов сервисных центров.
Необходимые контакты можно посмотреть в паспорте бытового прибора (часто указаны на последней странице), узнать у знакомых, друзей или найти через поисковые системы в сети Интернет.
При подаче заявки, менеджеру в обязательном порядке сообщают суть проблемы, название модели, серийный номер и год выпуска стиральной машины.
В среднем замена мотора обойдется клиенту в 3500 рублей. Диагностика — бесплатно, новый силовой узел оплачивается отдельно. Полный расчет за проведенный ремонт возможен только после запуска тестовой стирки!